От езды "по понятиям" к гражданскому обществу

То, что сотрудники ГИБДД в большинстве своем превратились в машину по высасыванию денег из карманов российских автолюбителей, давно уже ни для кого не секрет. Отсюда, кстати, и соответствующее отношение к "королям дороги" и обладателям волшебного полосатого жезла, делающего деньги буквально из пустоты. Абсолютное большинство россиян оценивает работу "гаишников" на "неуд". Но может быть все же не стоит "вешать всех собак" на сотрудников ГИБДД и ситуация на дороге зависит в том числе и от нас самих?

В России полным ходом идет реформа всех силовых ведомств, включая Госавтоинспекцию, к сотрудникам которой у россиян накопились, мягко говоря, немало претензий. О чем свидетельствует недавнее исследование социологов. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, работу сотрудников ГИБДД россияне оценивают крайне низко: в среднем на 2,6 балла из 5 возможных.

Выше всего (2,8 балла из 5) работу ГИБДД оценивают россияне, не имеющие автомобиль вовсе, обеспеченные граждане (3,1 балла) и жители средних городов и сел (2,9 балла), где транспортная ситуация пока еще окончательно не зашла в тупик. Самые низкие оценки деятельности автоинспекторов вполне предсказуемо звучат в Москве и Санкт-Петербурге (по 2,5 балла).

Если же говорить о процентном соотношении, то половина россиян (50 процентов) вовсе не замечает перемен к лучшему в работе ГИБДД за последнее время. В основном такую оценку дают жители Северо-Западного федерального округа (59 процентов жителей Северо-Западного федерального округа), обеих столиц (53 процента москвичей и петербуржцев) и других крупных городов (55 процентов жителей мегаполисов). Причем 15 процентов даже говорят об отрицательной динамике.

В тех же регионах где транспортная ситуация немного полегче (проще говоря, машин поменьше) работе ГИБДД склонны давать более позитивную оценку. К примеру, 24 процента сибиряков готовы похвалить госавтоинспекторов. Однако ухудшение в деятельности ГИБДД отмечают, в первую очередь, южане (29 процентов жителей южных регионов), а также москвичи и петербуржцы (22 процента).

Причем социологи пошли еще дальше. Они попытались выяснить, как часто россияне дают взятки сотрудникам ГИБДД. Здесь ситуация, нужно сказать, также оставляет желать лучшего. По данным ВЦИОМ, лишь только 48 процентов автомобилистов не давали взятки. Среди них — в основном жители небольших городов, сел, малообеспеченные граждане, а также россияне еще советской закалки — старше 45 лет.

Фото: AP

Вместе с тем каждый второй россиянин (44 процента) признается, что ему приходилось откупаться от сотрудника милиции. Как правило, это москвичи и петербуржцы (76 процентов жителей столиц), молодежь (54 процентов), высокообразованные и обеспеченные граждане (51 процент).

Статистика "взяточничества" Межрегиональной общественной организации "Федерация автовладельцев" и того хуже. 70 процентов водителей частного легкового транспорта дают взятки. Иными словами, 70 процентов денег, которые должны по-хорошему идти на штрафы, идут в карманы недобросовестных сотрудников ГИБДД.

По мнению председателя Федерация автовладельцев Сергея Канаева, оценивая ГИБДД, нужно смотреть не только на коррупцию, но и на вопросы обслуживания. "Яркий пример — я сам лично ставил машину на регистрационный учет, — рассказывает Канаев. — Весь регламент по времени я знаю от и до. И когда я им объясняю, что вы, мол, должны работать на основании административного регламента, мне говорят: у нас технические перерывы и обед. При этом в административном регламенте нигде ни про обед, ни про технический перерыв ничего не сказано. Соответственно, каждый автомобилист, сталкиваясь с подобными вещами, может оценить эту работу".

При этом, по его мнению, главная проблема здесь не столько коррупция, сколько специфическая организация дорожного движения. "Когда мы видим, как сотрудники ГИБДД стоят на тихих улочках, собирая штрафы за "встречку", а там, где образуются пробки, нет ни одного сотрудника ГИБДД — это действует на автомобилистов, - отмечает Канаев в интервью "Правде.Ру". — Вот такие вещи как раз, прежде всего, и влияют на отношение к сотрудникам ГИБДД".

Вместе с тем известный борец за права автолюбителей согласен с оценкой ВЦИОМ: "Я бы не дал им больше двух с плюсом. Тем не менее, три с минусом я считаю более-менее объективной оценкой, потому что сказать, что вообще там никто не работает — тоже нельзя. Мы знаем отдельные случаи, когда сотрудники ГИБДД и спасают людей, и где-то организуют движение, но такое впечатление, что эти случаи единичные".

К тому же взятки за нарушение правил ПДД — это отнюдь не единственная кормушка ГИБДД. К примеру, ТО "по телефону" в Москве стоит 150 долларов. А красивый "неприкасаемый" номер ААА может обойтись автолюбителю и в 10 тысяч долларов.

Картина, как ни крути, безрадостная: коррупция на российских дорогах процветает. Однако можно ли "вешать всех собак" лишь только на сотрудников ГИБДД? Гоголевскому гению, как известно, принадлежат два великих изречения. И если уж вспоминается "Какой же русский не любит быстрой езды", то не стоит забывать и про две исконно российские беды — "дураков и дороги".

Ведь в некотором смысле, "дураками" выступают в данном случае не только сотрудники ГИБДД, но и мы сами, автолюбители, чья культура вождения, увы, крайне низка. Мы сами с легкостью (а некоторые даже и не подозревая об этом) нарушаем ПДД: паркуемся где хотим, выезжаем на обочину, подрезаем и т. д. Не говоря уже, о привычном и провоцирующем инспектора: "Сколько?"…

Также читайте: Подмосковных водителей ждут "дни жестянщика"

Очевидно, что к лучшему ситуацию на дорогах изменит, с одной стороны, идущая сверху реформа ГИБДД, а с другой — повышение общей культуры вождения и, самое главное, развитие гражданского общества в целом. Ведь не давать взятки — это не так уж и сложно. Нужно только попробовать…

"У нас законопослушный человек это тире лох, — констатирует Сергей Канаев. — Потому что люди ездят "по понятиям", живут "по понятиям". А если ты соблюдаешь правила дорожного движения, то ты белая ворона в стае автомобилистов".

"Не поверите, но я считаю, что здесь основная вина лежит на обществе. Нашим людям надо оторваться от диванов и понять, что все зависит от нас самих, никто кроме нас это делать не будет, — утверждает глава Федерации автовладельцев. — Единственный путь — в активной гражданской позиции, нам самим необходимо включаться в этот процесс".

Самое интересное в рубрике "Политика"

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить