По этнической преступности - этнической полицией?

Одна тема, но две такие разные новости. Первая - ЛДПР предлагает уголовную ответственность для мигрантов за уклонение от выезда из России. Сейчас штраф за подобное нарушение составляет всего две тысячи рублей, то есть заплати и живи спокойно дальше.

И вторая - начальник главного управления МВД РФ по Московской области генерал-полковник Николай Головкин рассказал, что работать с этническими диаспорами должны полицейские той же национальности. Так, мол, они легче найдут друг с другом "общий язык" и, прежде всего, это касается участковых. Более того, передовая методика, оказывается, вовсю разрабатывается и уже применяется в Подмосковье.

Начнем с цифр. Сколько всего нелегалов в нашей стране доподлинно не знает никто, однако все без исключения эксперты сходятся во мнении - речь идет о миллионах. Со статистикой совершенных ими правонарушений "легче". Согласно официальным данным с сайта МВД, за 10 месяцев текущего года "иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 38,6 тыс. преступлений". Из которых - 34,8 тысяч приходится на граждан СНГ. Другими словами иностранную криминальную копилку на 90% заполняют мигранты. Кроме того, либерал-демократы посчитали - ежегодно "трудовые резервы" вывозят из нашей страны порядка 15 млрд. долларов, не облагаемых налогом.

Сейчас уже не важно кто виноват. Вопрос - что делать со стихией. ЛДПР предлагает "кнут" - тех, кто незаконно задерживается в России по истечению определенного срока "уголовно привлекать" до трех лет лишения свободы, либо заставлять "исправительно работать". Последнее, кстати, отнюдь не кажется суровым наказанием, учитывая те реалии, в которых де-факто пребывают гастарбайтеры. По крайне мере, государство будет гарантировать, (именно ГАРАНТИРОВАТЬ), и заработок (в том числе на обратный билет), и крышу над головой, и даже "охрану" от скинхэдов. По мнению партии Жириновского, принятие столь радикального законопроекта значительно сократит число нелегалов и  "улучшит криминогенную ситуацию в стране".

Зато те, кто не называет себя ни либералами, ни демократами, и кому по службе положено "карать", наоборот, сулят "пряник". Генерал-полковник Головкин тоже озабочен ростом этнической преступности, львиная доля которой приходится на мигрантов, и собирается противопоставить ей, своеобразную "этническую полицию", эдакий "этнопол".

Определенные резоны здесь есть. Помните афоризм - чтобы победить врага, надо прежде всего его изучить. Например, отчего меняется менталитет преступников, какие процессы происходят сейчас в "закрытой среде"? Генерал МВД признался "Российской газете", что даже его многое удивляет. Не секрет - специальные психологи давно составили близкие к достоверности схемы и таблицы, показывающие, чего можно ожидать от преступника той или иной национальности. Между прочим, подобные прогнозы существуют не только в России, а во всех государствах, где с криминалом борются всерьез. Так вот насиловать и убивать вдруг стали выходцы из Таджикистана и Узбекистана, чего до сих пор не наблюдалось - ранее они "специализировались" в основном на кражах.

Конечно, без освещения "изнутри" данную конкретную ситуацию не проанализировать, и, как следствие, не прореагировать должным образом. Однако одно дело - негласный "информатор", и совсем другое - официальный полицейский. Головкин уверен - для "внутренних дел" в национальных диаспорах нужны такие же "национальные" сотрудники. Допустим, участковый, не понаслышке знающий обычаи и традиции своего народа, сумеет лучше других воздействовать на своих "земляков" (не в территориальном смысле) и уберечь их, скажем, от межэтнических столкновений.

Правда, не совсем ясно, какой национальности должен быть полицейский на участке, где совместно проживают русские, татары, таджики, китайцы и прочие "немцы" - то ли каждой нации по "своему" сотруднику брать, то ли выбирать участкового по "большинству" и станет ли он в таком случае объективным по отношению к остальным "меньшинствам"?

Но главная проблема кроется в другом, в известном антагонизме - свой среди чужих, чужой среди своих. Какой-нибудь условный "индеец" сможет стать Чингачгуком, то есть призвать свое племя к внешнему порядку, только, если сам будет придерживаться "порядков внутренних", принятых в этом племени. Другими словами, чтобы соблюсти закон, придется жить по понятиям - либо ты настоящий "индеец", либо бескомпромиссный полицейский.

Член комитета Госдумы по законодательству Дмитрий Вяткин в интервью "Правде.Ру" успокоил: "Речь не идет о создании какой-то специальной этнической полиции. Никто не говорит, что будет разнарядка: по республикам набирать только этих, по территориям - таких-то, по муниципалитетам отдельным - только тех. Но здравое зерно, конечно, есть в этом предложении по одной единственной причине: участковый должен знать, быть в курсе с кем он работает, кто они ему, кто он им".

Глава Московского Бюро по правам человека Александр Брод за то, чтобы в российской полиции были представлены представители разных национальностей: "Опыт США показывает - это продуктивно. Но все-таки исходить нужно прежде всего от профессиональной подготовки полицейского, а не от его этнической принадлежности", - заявил правозащитник "Правде.Ру".

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить