В России починят "убийц авианосцев"

Минобороны и северодвинская ремонтная верфь "Звездочка" подписали контракт на ремонт и модернизацию уже давным-давно выведенных из боевого состава Северного флота атомных подлодок с титановым прочным корпусом "Карп" и "Кострома" проекта 945 (шифр "Барракуда") постройки еще 70-х и 80-х годов прошлого века. Однако, несмотря на кажущуюся "старость", субмарины из дорогущего титана до сих пор превосходят по ряду характеристик зарубежные аналоги.

По мнению специалистов-корабелов, с которыми пообщался по этой тематике корреспондент "Правды.Ру", самим корпусам титановых подлодок вообще ничего за несколько десятилетий не сделалось: этот дорогостоящий металл жутко устойчив к коррозии, он практически не ржавеет и не разрушается с течением времени. А вот всю или почти всю "начинку" субмарин придется поменять на новую.

А вот что рассказал в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" бывший сотрудник мобилизационного управления ВМФ СССР, капитан I ранга в отставке Сергей Васютин:

"Не сомневаюсь, что такое решение Министерства обороны могло поставить в тупик самую что ни на есть продвинутую западную разведку. Ведь прозвучало оно довольно неожиданно даже для российских специалистов. В свое время именно военно-морская разведка подсказала руководству США, какие именно подводные лодки Советского Союза, а потом и России нужно внести в список утилизации по договору об ограничении стратегических вооружений.

Читайте также: Вернется ли РФ в Средиземноморье?

Мы своими же руками, правда, в основном за американские деньги, и "распилили" подавляющее число наших стратегических атомоходов, множество атомных многоцелевых лодок. Но вот про титановые лодки разведка как бы забыла, посчитав, что наша страна не в силах будет их восстановить — слишком сложны и дорогостоящи "титановые" технологии. Но эти лодки все-таки благополучно дожили, так сказать, до лучших времен. Кстати, в лодки "титановых" проектов заложен огромный запас на модернизацию, какой и не снился кораблям НАТО. Так что они еще послужат России в океане.

Когда-то эти лодки называли не иначе, как "убийцы авианосцев". В качестве основных задач перед лодками этого проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта.

Судя по прессе, планируется, что многоцелевые атомные подводные лодки проектов 945 "Барракуда" и 945А "Кондор" с титановыми корпусами после модернизации будут сравнимы по техническим возможностям с АПЛ проекта 885 "Ясень-М", то есть с самой новейшей российской техникой!".

Автор этих строк, немало лет прослуживший на подводном флоте, вспоминает, как в свое время боялись военные моряки того, что титановые лодки просто-напросто "сожрут" плавучие пирсы из обычной стали. Пара титан-железо очень опасна — железо под воздействием титана стремительно корродирует и разлагается. Впрочем, ученые нашли какой-никакой выход: на корпуса титановых субмарин, когда они находились не в море, ставили специальную защиту в виде железных сварных конструкций, которую титан с удовольствием "кушал", оставив в покое пирсы.

В России была утилизирована пока лишь одна атомная подлодка с титановым корпусом, так называемая "Золотая рыбка" проекта 661 — самая первая из этого семейства, построенная еще в 60-х годах прошлого века. И самая, между прочим, скоростная — на испытаниях субмарина дала полный подводный ход более чем в 42 узла! Этот рекорд подводной скорости не побит до сих пор.

Правда, зачем подлодке "летать" по океану с такой скоростью, тогда никто из конструкторов и адмиралов так и не смог внятно объяснить руководству страны, прямо-таки испуганному дикой стоимостью строительства "Золотой рыбки" — 222 миллиона рублей. Заметьте — полновесных конвертируемых советских рублей. Что по тем временам составляло сумму, которую даже представить себе было трудно. И лодка этого проекта в серию не пошла…

Собственно, лодку потому и прозвали "золотой". На полной подводной скорости лодка производила такой шум, что, говорят, ее было без труда слышно на другом конце океана… К слову, когда в Северодвинске в 2010 году окончательно распилили эту лодку "на иголки", то ужаснулись стоимости самой утилизации — титан не так-то легко резать. Лодка снова стала "золотой".

Сейчас в России четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 "Барракуда" - К-239 "Карп" и К-276 "Кострома" и две лодки модернизированного проекта 945А "Кондор" — К-336 "Псков" и К-534 "Нижний Новгород". Увы, в 1989 году в результате пожара погибла уникальная титановая подлодка "Комсомолец" с глубиной погружения более километра — таких кораблей больше не видел мир…

В лодках проекта "Барракуда" и его модификациях, строившихся в Горьком (ныне Нижний Новгород), были учтены ошибки, допущенные при проектировании строительстве "Золотой рыбки". Несмотря на дороговизну, Советский Союз все-таки решился изготовить еще несколько титановых корпусов, прекрасно сохранившихся за несколько десятилетий.

Сначала в Северодвинске будет отремонтирован и возвращен флоту атомоход "Карп", затем — "Кострома". В заключительный период работ на второй подлодке будет подписан еще один контракт — на ремонт с модернизацией двух других титановых атомных субмарин — "Псков" и "Нижний Новгород", которые сейчас еще окончательно не выведены из состава российского ВМФ.

По данным экономистов, ремонтировать и модернизировать титановые подлодки примерно в два раза быстрее, чем строить новые. Это требует и меньших финансовых затрат. В данной ситуации довольно нелепо винить Минобороны в стремлении как-то сэкономить. По некоторым своим данным до сих пор российские лодки этого класса превосходят субмарины НАТО — в первую очередь, по значительной глубине погружения. Ну, а скрытность, главное качество подлодки, сейчас зависит от корабелов, от того, насколько удачно им удастся "начинить" модернизированные лодки новым оборудованием и оружием.

Кстати, прочность титановых лодок советской постройки была продемонстрирована в 1992 году, когда наша АПЛ "Кострома" столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа "Лос-Анджелес". Российский корабль получил сравнительно небольшие повреждения ограждения рубки, а вот американскую лодку пришлось списать.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить