У России в Арктике есть преимущество. Пока

Президент России Владимир Путин заявил в понедельник, что на Новосибирских островах будет воссоздана военная база, которая была покинута 20 лет назад. В первую очередь планируется отремонтировать аэродром "Темп", чтобы приспособить его для "Антеев" и Ил-76.

"Наши военные ушли оттуда в 1993 году, а между тем это очень важная точка в Северном Ледовитом океане, новый этап освоения Северного морского пути", - сказал Владимир Путин на совещании вситуационном центре министерства обороны.

"Сделаем возможным участие в совместной работе представителей МЧС, гидрологов, специалистов, которые занимаются климатом для того, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работ наСевморпути", - сказал президент.

Принятые меры, подчеркнул Владимир Путин, помогут эффективно контролировать эту часть российской Арктики.

Активное освоение Новосибирских островов началось в 70-х годах прошлого столетия, хотя и до этого здесь размещались полярные станции. Был построен аэродром "Темп". Рассчитан он, впрочем, был только на прием Ан-2. Несмотря на то, что аэродромом не пользовались 20 лет, взлетно-посадочная полоса, по словам специалистов, сохранилась в хорошем состоянии. Но ее, разумеется, будут укреплять и сделают длиннее. На первом этапе планируется, что "Темп" будет способен принимать Ан-72 и Ан-74, а затем - "Антеи" и Ил-76.

По словам первого заместителя министра обороны генерала армии Аркадия Бахина, это будет постоянно действующий аэродром, "авиасообщение будет регулярным, круглогодичным и всепогодным".

Читайте также: Российские ледоколы Арктику не покинут

Задача в определенной степени ставится даже более амбициозная, чем в советские времена. Тогда на Новосибирских островах, помимо аэродрома, разместили еще несколько сейсмологических станций.

Интерес к этому району вновь возрос на фоне планов освоения Арктики. Вообще говоря, определенные работы начались еще в прошлом году. Правда, не очень удачно. В сентябре 2012-го на острове Котельный потерпел аварию вертолет Ка-27. К счастью, никто из членов экипажа и десантной группы не пострадал.

Впрочем, работы по восстановлению аэродрома и воссозданию базы не были прекращены. На острова доставили несколько десятков тонн топлива и оборудование. А на прошлой неделе завершился поход в этот район отряда боевых кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий".

Профессор Академии военных наук Анатолий Цыганок считает, что эти меры свидетельствуют о внимании к маршрутам, проходящим по Северному Ледовитому океану. "Обратите внимание, где находится аэродром. Как раз в самом центре Арктики. Судя по всему, это снова создаются аэродромы подскока. Недалеко от Северного Ледовитого океана находится четыре таких аэродрома. Видимо, это будет пятый", - сказал Анатолий Цыганок "Правде.Ру".

По его словам, раньше речь шла о создании в этом районе постоянно действующей группировки военно-морского флота. Но сейчас для этого не хватает сил, полагает эксперт. А потому пошли по несколько другому пути - решили воссоздать аэродром. Чтобы в случае каких-либо проблем, российская авиация могла бы иметь возможность здесь действовать.

Читайте также: Китай подвинул Россию в Арктике

"И еще очень важный момент. Россия, наконец, поняла что речь не о добыче (полезных ископаемых) в Ледовитом океане. Речь идет о маршрутах. Лет 10 назад (по Северному морскому пути) проходило всего два судна, в прошлом - 40 судов. В этом году по маршруту прошло около 200 судов.

У России сейчас имеются два преимущества на Крайнем Севере - аэродромы и ледоколы. "Американцы строят восемь ледоколов, канадцы - шесть, Китай - три", - отметил эксперт. И все это связано с новыми маршрутами.

Он напомнил, что некоторые государства - в частности, США и в большей степени Норвегия - предлагают сделать Северный морской путь международным. "Россия вкладывается в этот морской путь с 1936 года. Мы прокладывала все эти вещи, (строили) метеостанции. И когда речь идет о Северном морском пути, Россия неоднократно говорила: да, иностранцы сюда могут ходить. При одном условии - если мы разрешим. А гражданские суда обязаны выплачивать России определенную сумму для навигационной проводки и выдачи метеоусловий", - сказал Анатолий Цыганок.

Можно, впрочем, предполагать, что попытки придания Севморпути международного статуса будут продолжены. А вот насколько активно - зависит в том числе и от того, насколько уверенной будет политика нашей страны. 

 

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить