Представители госдепартамента США утверждают, что фотографии бородатых людей в камуфляже с автоматами Калашникова доказывают присутствие российских войск на Украине. Американские политики договорились даже до того, что вооруженные националисты "Правого сектора" действуют законно, захватывают здания с разрешения властей и по лицензии!
А жителям юго-востока Украины эти поборники демократии отказывают даже в праве на защиту от незаконной власти своих законных прав, родной земли и самой жизни. Частые визиты американских политиков, постоянное присутствие специалистов разведки и военных инструкторов не вызывает сомнения, что карательные операции против народа начаты по указке США.
России же отказано иметь мнение и обещаны новые санкции. Чем они станут для российской армии — удушающим приемом, который не позволит отечественному ВПК удерживаться на мировом уровне или же толчком к развитию? Об этом и многом другом в прямом эфире видеоканала Pravda. Ru рассказал эксперт по вооружениям Дмитрий Красавин.
— Газета "Нью-Йорк Таймс" некоторое время назад порадовала российских блогеров фотографиями человека с окладистой бородой, в камуфляже и шевроном спецназа ГРУ. Американские журналисты и политики доказывают, что российское вооружение, каски и форменный камуфляж неопровержимо доказывает присутствие российских войск на Украине. Серьезные издания кучами перепечатывают даже явные фотожабы из интернета. Поэтому появилось и очень много нелестных отзывов в адрес таких "экспертов". Можно ли по таким вещам судить о принадлежности бойцов?
— Говорить так, естественно, нельзя, потому что все обмундирование, в том числе и каски — это может быть даже не оригинальное изделие, а реплика, которая продаются в любом магазине. Оружие может быть даже не боевой копией, а действительно репликой — пластиковой имитацией.
Любые реплики продаются в страйкбольных и многих других магазинах. Одни страйкболисты одеваются в форму американских спецподразделений, другие одеваются один в один в форму наших спецподразделений, и устраивают бои. Их используют для реконструкций боевых действий. Получается правдоподобно. Купить это не составляет никакого труда, в том числе и шевроны. Сейчас в интернете все это продается свободно по всему миру.
Поэтому говорить о том, что это наш конкретный военнослужащий, да тем более сотрудник спецподразделения ГРУ, которое всегда считалось элитой, просто несерьезно. Это просто какой-то дешевый трюк.
— Камуфляж, экипировка — понятно. А что-то посерьезнее, боевые каски, бронежилеты могут указывать на принадлежность?
— Боевую каску, бронежилет можно купить через интернет, причем класса защиты Б6. Это — совершенно не проблема. Стоят они от 20 до 40 тысяч рублей. Все это не в свободном, но в достаточно таком полулегальном доступе, все легко продается и покупается. Эту фотографию с бородатым мужчиной я видел. Также некоторые говорят, что он был в Грузии. Может, он на стороне грузин там был?…
— Вообще-то как человек из какого-то элитного спецподразделения с шевроном может разгуливать по всяким местам и фотографироваться?
— Нет, конечно. Тем более в наших спецподразделениях уже давно принята форма, где все шевроны и опознавательные знаки на липучке. Сейчас это уже введено даже в обычной армии. Когда человек готовится к бою, он все опознавательные знаки с себя снимает, в том числе погоны, потому что снайпер будет первым делом целиться в офицера, старшего группы. Это — фейк.
— США ввели ряд санкций. Они как-то отразятся на оборонно-промышленном комплексе и боевой мощи России?
— На боевой мощи России они абсолютно никак не отразятся. Еще со времен СССР технологическая блокада применялась. И не только Соединенными Штатами Америки. Японией, например, тоже. Япония очень тесно связана и зависима от США, в том числе в плане технологий. Технологическую блокаду с России никто не снимал. Она все вот эти годы после развала Советского Союза и до сегодняшних дней была и остается. Американские технологии на российский рынок не заходят.
Я в последнее время занимаюсь созданием предприятий с государственно-частным партнерством между нашим военно-промышленным комплексом и нашим частным бизнесом. Причем необязательно должны выпускаться какие-то военные изделия. Это могут быть изделия двойного назначения. Просто гражданская конверсионная продукция. За последние 2-3 года мне удалось запустить много таких проектов. При этом ни одной американской или японской технологии мы сюда не привезли в Россию.
Мы делали совместные предприятия с немцами, французами. Они с удовольствием всегда идут на локализацию своих производств здесь, чтобы завоевать российский рынок. Ни для кого не секрет, что наш рынок сейчас на подъеме. В общем-то для Европы, Америки, Китая мы как стратегический партнер очень интересны. У нас идет очень серьезное технологическое развитие. Последние разработки создаются у нас. На нашем рынке много электроники закупается государственными учреждениями и простыми людьми.
Поскольку государственная политика сейчас отдает приоритет товарам отечественного производства, то многие иностранные компании стремятся здесь локализовать свое производство. Начинают с создания сборочных линий, когда оттуда приходят комплектующие, а здесь их просто собирают в изделия. В дальнейшем многие изделия практически полностью создаются здесь. То есть происходит некий трансферт технологий: либо они продают нам технологию за деньги, а российская компания занимается производством, либо создается совместное предприятие.
Так вот — американских технологий здесь не было. Они предлагают только какие-то старые технологии там, то что было актуально лет 10 назад. А их инноваций здесь не было и нет. А технологии у нас есть. Более того — многие американские военные технологии, это копии еще наших советских технологий, которые вывезли после развала Союза. Кто-то из изобретателей уехал вместе со своими технологиями и реализовал их там. Какие-то были украдены. Но и у нас соответственно они тоже есть.
— Прекращается сотрудничество с Украиной. Возможны проблемы из-за прекращения поставок какой-то сложной, в том числе военной техники и комплектующих оттуда? Или найти ей замену, наладить производство здесь, или у других партнеров в большинстве случаев будет не сложно? А если будет более жесткая блокада? И если у нас технологии, которыми располагают украинские предприятия?
— Украина — отдельная тема. Оттуда нам в принципе Укроборонпром уже с конца марта заблокировал поставку военной техники. 29 марта было принято решение. Они заблокировали поставку военной техники и комплектующих. Из наших с ними оборотов в 1 миллиард долларов в год 600-700 миллионов составляют вертолетные двигатели производства компании "Мотор-Сич". Сейчас уже в УКБ Климова в Санкт-Петербурге начали производить эти двигатели.
Наши политики, видимо, предвидели развитие такой ситуации на Украине, и заранее еще в 2012 году открыли новое производство в Питере. Вертолеты-то у нас летают и новые выпускаются. Весь заказ и внутренний, и внешний Россия безусловно выполнит. Здесь никаких серьезных проблем даже не может быть, возможны только небольшие задержки. Россия всегда выполняет взятые на себя обязательства по поставке зарубежным партнерам техники в сфере военно-промышленного сотрудничества. Если чего не хватает, будем искать и найдем замену.
В системах наведения, прицельных комплексах есть составляющие, которые поставлялись с Украины. Но все эти технологии у нас есть. Это они пользовались нашими технологиями. Тем более, основная концентрация оборонных предприятий Украины — Юго-Восток. 13 предприятий вместе с Крымом сейчас уже перешли в российскую юрисдикцию. Думаю, если мы попросим специалистов, они сюда приедут и будут работать здесь.
Дмитрий Рогозин призвал оборонку рассчитывать только на себя. Потому что действительно мы должны, как при Советском Союзе быть автономны в этой сфере. И сейчас в плане металлообработки, производства стрелкового оружия, легкого и даже тяжелого вооружения — артиллерии, то есть там, где нет электроники, мы все делаем все сами. У нас ничего сейчас не поставляется из-за рубежа. И даже электроника в большинстве случаях — это наши технологии.
Китайцы у нас различные комплексы покупали и пытались сделать копии. Но не могут они сделать близко к оригиналу. Потому что мы научились даже защищать свои разработки. Есть проблема с элементной базой. Производство деталей, из которых собираются платы, к сожалению, в России утрачено. Об этом много говорили. Сейчас ведется несколько проектов по восстановлению производства элементной базы. Пока мы почти 95 процентов этой элементной базы покупаем в Китае. С китайцами у нас замечательные отношения, и они нам, как поставлял все эти чипы, резисторы и транзисторы так и будут поставлять.
— Рогозин сказал, что санкции США не то что не повредят, а даже улучшат состояние ВПК…
— Это абсолютно нормальный оптимизм. Он — достаточно прагматичный человек и рассчитывает ситуацию. Те же самые 600-700 миллионов долларов, которые мы платили "Мотор-Сич" за двигатели, теперь останутся в России. Эти деньги просто перенаправят на УКБ Климова. Они получат новый государственный заказ. Значит будут новые рабочие места, закупка нового оборудования, создание собственной технологической базы. Раньше этого не было сделано, скорее всего, из-за нежелания разрывать длительные связи с братским народом. Сейчас, я считаю, там незаконное правительство. Произошел переворот, захват государственной власти. Захотели сменить президента, вступить в Евросоюз, так — проведите референдум. Сейчас к власти пришла хунта и они очень сильно рискуют потерять экспортный рынок.
Уже вряд ли кто-то перечислит сейчас на Украину предоплату. А военная техника поставляется по предоплатам, хотя бы на 50 процентов. Это — серьезные суммы, они требуются для оборотных средств в производственный цикл. Вряд ли сейчас какой-нибудь страна рискнет покупать украинское оружие, тем более что есть российские аналоги. Не производит Украина каких-то уникальных вещей, которые не можем произвести мы. И они всегда производили только небольшую часть работ.
Если брать там систему наведения, то от 7 до 10 процентов от всего комплекса. Остальное все равно производили мы сами. Сейчас вот эти проценты мы очень быстро заместим. Уральские предприятия оборонно-промышленного комплекса уже изъявили большое желание, чтобы именно на их мощностях все это дело было организованно. Они с удовольствием получат дополнительное финансирование и очень быстро организуют рабочие места.
— На нас идет мощная информационная атака, США грозят усилением санкций. Что мы можем противопоставить?
— Мы много что можем противопоставить. А все эти заявления и санкции, по большому счету, пугалка в информационной войне. Они не действуют на нашего президента и правительство. Они знают правила игры в геополитическом пространстве. Все это рассчитано на простых людей. Это попытка США раскачать здесь у нас в России ситуацию, они это делают с помощью пятой колонны. Реальных санкций не будет.
Они прекрасно понимают, что очень нуждаются в нас. Вот, например ВМПО-АВИСМА производит титан и всякие изделия из титана. Если мы прекратим поставку титановых лопастей, например, то остановится Lockheed Martin, Rolls-Royce, Airbus… У них просто не из чего будет собирать двигатели, а чтобы организовать им у себя такое производство потребуется минимум 2-3 года. Поэтому, если они введут серьезные санкции, это станет бумерангом, который прилетит в голову бросившего.