Ажиотаж, связанный с весьма неоднозначными заявлениями Парижа по поводу передачи заказанных Россией вертолетоносцев класса "Мистраль", переходит все мыслимые пределы.
Французы в основном расстраиваются из-за возможных финансовых потерь, а вот многие россияне, напрямую связанные с ВМФ и кораблестроением, радуются: да хоть бы уж нам эти "Мистрали" действительно не отдавали.
И даже штрафные санкции можно Франции "простить": все равно России выгоднее будет!
Конечно, некоторые отечественные военно-морские и кораблестроительные эксперты открыто высказываются по "Мистралям" примерно так: эти корабли уже встроены в морскую доктрину России, они уже как бы учтены, и России будет без них не очень хорошо. Это все можно прочитать в прессе, повторяться не будем. Хотя есть и другие мнения.
Но автор этих строк, начиная готовить материал, весьма неожиданно столкнулся с проблемой: те эксперты, которые в частных беседах говорят о том, что "Мистрали" России не нужны и даром, как один просили не упоминать их реальные имена...
Ну да ладно. Обижаться грех. Но впечатление такое, что инженеры, ученые и моряки, с которыми мне довелось связаться намедни, просто не хотят связываться с политикой, что вполне объяснимо.
Но это все-таки не повод не привести их мнение, хотя бы даже обобщенное. Попробуем.
Вспоминаются горячие дебаты по "Мистралям", которые несколько лет назад переполняли и многочисленные издания, и специализированные интернет-форумы. Тогда не раз звучали мысли, что решение заказать корабли такого класса во Франции - лишь политический ход, призванный в числе прочего улучшить отношения с этой страной.
Читайте также: Евгения Обичкина: Россия только выиграет, если не получит "Мистрали"
Даже полтора миллиарда евро в геополитических масштабах не такая уж и громадная сумма, чтобы приобрести (заметьте - не употребляю слово "купить") на Западе какого-никакого союзника.
До поры до времени так оно и было - с Францией отношения были прекрасными, она и в санкциях не "зверствовала", и вела себя солидно и достойно в отношениях с Россией (вспомним, к примеру, недавнее изумительное празднование юбилея высадки союзников в Нормандии).
Но сейчас надавили Штаты - и Франция начала, извините, ломаться, как... Дальше сами вставьте нужное слово.
Дело в том, что еще несколько лет назад, считают мои "анонимные" эксперты, когда начинались переговоры по "Мистралям", Россия была еще не готова строить корабли такого класса, которые могут выполнять одновременно несколько функций - конкретно вертолетоносных, противолодочных и даже десантных. Не говоря уже о прекрасных возможностях демонстрации флага в морях и океанах.
При всех своих недостатках (дикая парусность, отсутствие ледового пояса и других), "Мистрали" худо-бедно все-таки удовлетворяли требованиям, выставляемым Военно-морской Доктриной России.
Но сейчас, в обстановке, когда Францию серьезно давит США и НАТО в целом, эти самые "Мистрали" России не нужны и даром. Дело в том, что стремительно крепнущая оборонная промышленность России развивается стремительно, и сейчас такие корабли она и проектировать (что главное), и строить категорически... готова!
Процесс импортозамещения в России в оборонной отрасли набрал уже такие темпы, что его уже никак не остановить, даже если отношения с Украиной вдруг чудом наладятся, и даже если США и ЕС вдруг напрочь отменят свои санкции.
Объединенная судостроительная корпорация, по мнению многих экcпертов, успешно "перестроилась" - быстрее всех. Несколько совершенно конкретных примеров последних дней. Для многоцелевых подлодок проекта "Ясень", которые строятся на верфи Севмаш в Северодвинске, частично поставлялось оборудование из Украины.
Как сообщили Pravda.Ru в пресс-службе верфи, к настоящему времени уже найдены российские поставщики аналогичной продукции. Новейшие российские атомные подводные лодки теперь будут на сто процентов укомплектованы оборудованием отечественного производства.
Та же картина наблюдается при строительстве стратегических ракетных подлодок проекта "Борей" - там ставится уже все отечественное. Корабелы сработали оперативно - пожалуй, быстрее всех в России перейдя с частичного "чужого" на "свое".
Читайте также: Сергей Караганов: России не нужны "Мистрали"
В качестве возможного "поля" для строительства отечественных вертолетоносцев (да и авианосцев) все чаще называется не только тот же Севмаш, но и питерские верфи. Даже Дальний Восток звучит периодически в специализированной прессе. И проекты таких кораблей зреют где-то в недрах наших конструкторских бюро.
Да, при СССР крупные надводные корабли строились в основном в Николаеве - сами знаете, что сейчас там. Но времена изменились.
Ну и, наконец, перейдем к тому, для чего и затевалась эта статья - к констатации факта, опыт по строительству тех же вертолетоносцев у нас был, и нужно только предпринять усилия, чтобы его возродить. Причем это были лучшие корабли подобного класса в мире!
Еще середине 1950-х годов возникла идея создания противолодочного корабля дальней зоны, которую поддержал тогдашний министр обороны СССР Родион Малиновский. В декабре 1958 года было оформлено постановление правительства, по которому в 1959 году ЦКБ-17 (потом Невское ПКБ) начало проектирование противолодочных крейсеров-вертолетоносцев проекта 1123 с групповым базированием противолодочных вертолетов.
Первый корабль "Москва" был заложен в декабре 1962 года, спущен на воду в январе 1965 и сдан ВМФ в декабре 1967 года. Второй противолодочный крейсер-вертолетоносец проекта 1123 "Ленинград" был сдан ВМФ в июне 1969 года.
Интересно сравнить основные тактико-технические элементы вертолетоносцев "Москва" и "Ленинград" и крейсеров-вертолетоносцев "Жанна д'Арк" и "Витторио Венетто", построенных нашими, французскими и итальянскими судостроителями как раз в 1960-х годах. При вполне сравнимом водоизмещении и габаритах французский корабль нес от четырех до шести вертолетов Lynx, а итальянский - шесть Augusta Bell. Наши же несли 14 (!) противолодочных вертолетов Ка-25. Причем наши вертолеты были, даже по признанию экспертов НАТО, куда сильнее, технологичнее и дешевле.
Было у наших вертолетоносцев и более сильное собственное вооружение. По своим тактико-техническим элементам вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград" представляли собой принципиально новый тип корабля, и по эффективности противолодочных средств не имели в то время аналогов ни в отечественном, ни в зарубежных флотах.
Учения в Средиземном море показали, что подводным лодкам ВМС США было довольно трудно вырваться из расставленной вертолетами "паутины" гидроакустических радиобуев.
В приемном акте головного корабля, подписанном в Николаеве 25 декабря 1967 года, отмечалось: "Противолодочный крейсер "Москва" является первым в ВМФ СССР боевым надводным кораблем противолодочной обороны дальней зоны, обладающим мощным вертолетным комплексом и другими средствами поиска и уничтожения подводных лодок, вооруженным универсальным зенитным ракетным комплексом и современными радиоэлектронными средствами".
За создание вертолетоносцев "Москва" и "Ленинград" Черноморский завод в украинском Николаеве был награжден в 1970 году орденом Октябрьской Революции. Хотя где сейчас тот Черноморский завод, где Николаев, да и вообще вся Украина...
Кстати, корабли этого проекта имели еще шифр "Кондор", что, согласитесь, звучит никак не хуже, чем "Мистраль".
До середины восьмидесятых годов прошлого века крейсера проекта 1123 регулярно выходили на патрулирование Средиземноморья и Атлантики, а также время от времени совершали дружеские визиты в порты зарубежных государств. К примеру, в 1978 и 1981 годах "Москва" и "Ленинград" заходили в алжирские порты, а в марте 1984 года "Ленинград" посетил Гавану.
К сожалению, это был последний подобный поход "Ленинграда". В начале 1986 года его поставили капитальный на ремонт, который продолжался до конца 1987-го. К окончанию этого ремонта страна переживала катастройку, и противолодочные крейсера-вертолетоносцы все реже выходили в море.
Судьба "Ленинграда" закончилась тем, что в 1991 году его вывели из состава ВМФ СССР, разоружили и списали. Через четыре года его, увы, продадут на металлолом некой индийской компании уже как осколок ВМФ РФ.
"Москва" прожила немного дольше. В конце 1993 года этот крейсер последний раз вышел в море. Примерно через полтора года его вывели в резерв и сделали плавучей казармой. Однако "Москве" не было суждено долго служить в новом статусе. В конце осени 1996 года с плавказармы ПКЗ-108 спустили флаг и вывели из состава флота.
В следующем году министерство обороны России и коммерсанты Индии подписали еще один контракт, в соответствии с которым и второй противолодочный крейсер-вертолетоносец отправился на утилизацию. И - опять увы...
В общем, история отечественных вертолетоносцев, по-видимому, была даже богаче на события, чем история французских "Мистралей". Что будет с "Мистралями", построенными для России во Франции? Хотя... Это вопрос даже не к экспертам - инженерам, ученым и военным морякам. Это вопрос к политикам.