Самолет вертикального взлета: необходимость или тупик?

В Минобороны России обсуждают создание самолета вертикального взлета на базе истребителя "Як". Предполагается, что он будет использоваться для авианосцев. Пока, впрочем, ни самолета, ни авианосца нет. И есть сомнения, что такой самолет вообще нужен.

По словам заместителя министра обороны Юрия Борисова, с авиастроителями обсуждается создание самолета с укороченным взлетом и посадкой либо вертикального взлета и посадки. "Это развитие "яковской" линии", — заявил замминистра обороны накануне на авиасалоне "МАКС-2017".

По его словам, подобные самолеты будут разработаны для нового авианесущего крейсера, строительство которого начнется нескоро, ближе к 2025 году. В настоящее время российский флот располагает только одним авианесущим крейсером — "Адмиралом Кузнецовым", который в настоящее время находится на ремонте. Впрочем, как пояснил Юрий Борисов, закладка нового корабля подобного класса произойдет, когда "подойдет новое поколение авиационной техники".

Напомним, что разработкой самолетов вертикального взлета и посадкизанималось в Советском Союзе  КБ Яковлева. Первым таким самолетом стал Як-36, испытания которого начались в 1996 году. Его развитием стал Як-38, за которым последовал Як-141. Однако это разработка пришлась уже на времена развала СССР. Поскольку подобные разработки требовали больших ресурсов, то проект попросту свернули, хотя Як-141 успели продемонстрировать на авиасалоне в Фарнборо в 1992 году. В отличие от Як-201, который так и остался эскизным проектом.

То есть опыт в создании подобной техники имеется. Другое дело, что к началу 1990-х у военных летчиков накопилось достаточно много вопросов. Понятно, что самолеты вертикального взлета удобны прежде всего тем, что им не требуется полоса для разгона и посадки. Но от самих летчиков требуется высочайшая квалификация для управления подобными самолетами. Кроме того, как правило, самолеты вертикального взлета имеют меньшую грузоподъемность и дальность полета, гораздо дороже в обслуживании по сравнению с обычными, расходуют больше топлива.

То есть, с одной стороны, создание подобного рода техники является свидетельством высокого технологического развития страны. И кстати, при всех недостатках работы над подобного рода самолетами в ряде стран ведутся и по сию пору; например, в Южной Корее или Иране.

С другой стороны, учитывая вышеперечисленные недостатки, есть сомнения в том, что игра стоит свеч. Военный эксперт Виктор Мураховский напомнил в беседе с "Правдой.Ру", почему был закрыт проект "Як-141". Главная причина: "По эффективности никакой самолет вертикального взлета не сравнится с обычным".

По мнению эксперта, "это тупиковый вариант". Он напомнил, что на базе новейшего американского истребителя F-35 был создан самолет в варианте с укороченным взлетом и посадкой — как раз в интересах флота. И он значительно уступает по своим характеристикам "обычному" F-35.

"Физику не обмануть. Обычный самолет обеспечивает подъемную скорость за счет длинного разбега или аэродинамического качества крыла. Если эти факторы аэродинамического качества на определенной скорости, которые обеспечивают подъемную силу, убрать и обеспечить подъем за счет тяги реактивного двигателя, то, соответственно, либо нужно увеличить запас топлива, чтобы сохранить приемлемую дальность полета, либо снижать боевую нагрузку. Это обычные законы физики, которые еще при Ньютоне были открыты", — заключил Виктор Мураховский.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *