Последнее интервью Петра ДЕЙНЕКИНА

С чего же началась военная авиация — с 1910 года или с самолета Можайского? Почему военно-морской флот считают колыбелью российских ВВС? Какую еще дату отмечают военные летчики в августе 2017 года? О роли нашей авиации в Сирии и о многом другом в специальном выпуске программы "Точка зрения" рассказал заслуженный военный летчик Советского Союза, бывший главком ВВС СССР, СНГ и РФ, Герой России Петр Дейнекин.

— Петр Степанович, русской военной авиации исполнилось 105 лет. Как она родилась?

— 105-я годовщина — только одна из дат. Наши ВКС как новый вид вооруженных сил родились всего два года назад. А вот Военно-воздушные силы — да, они были образованы 105 лет назад: 12 августа 1912 года император Николай II подписал указ о формировании первой авиационной части в России.

Хотя на дату создания есть ровно столько же взглядов, сколько ветеранов. Одни считают, что наша авиация родилась в 1910 году, другие — чуть ли не во времена самолета Можайского. Но в 1997 году этот спор был разрешен указом президента Российской Федерации. Все документы, которые были представлены касательно 12 августа, прошли строгую проверку и согласование в Главном государственном правовом управлении администрации президента. С тех пор мы уже 25 лет отмечаем эту дату в августе.

Стоит отметить, что Военно-воздушные силы на сегодняшний день являются одной из трех составляющих такого мощного вида вооруженных сил как ВКС. Пилоты ВВС сейчас достойно воюют вдали от родных берегов, они высоко подняли авторитет России в Сирии. Вторая важная составляющая — противовоздушная оборона, третья — Воздушно-космические войска.

В этом году в Кубинке был грандиозный воздушный парад, где участвовали представители различных ВВС. Отечественная авиация была представлена в полном объеме — от 1910 года и до наших дней. Парад открывали современные сверхзвуковые машины, а затем ретросамолеты времен братьев Райт — "фарманы", "фуазелли", "ишачки".

— "Ишачки" — это что такое?

— Самолет И-16, легендарный истребитель; кто-то называл "ласточкой", а кто-то — "ишаком", потому что он был очень сложен в технике пилотирования. Если летчик умел летать на самолете И-16, то ему был по плечу любой другой летательный аппарат. Он обладал крутым норовом, активно крутил хвостом на посадке и на взлете, поэтому его так ласково и прозвали: "ишачок".

— С чего вообще начиналась наша авиация?

— Возьму на себя смелость заявить, что колыбелью нашей авиации был Военно-морской флот. Именно моряки в силу своей высокой технической подготовки и мужества первыми приступили к созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Сначала было воздухоплавание, но людей тянуло летать наперекор стихии, поэтому победа в конечном итоге была не за воздушными шарами и дирижаблями, а за аппаратами тяжелее воздуха, которые летали бы при помощи собственной тяги, — самолетами.

Надо также отметить очень сильное влияние православной веры на освоение неба. Святой Илья Пророк настолько верно служил богу, что господь его забрал к себе на небеса в полном здравии на огненной колеснице. Здесь очень интересное переплетение: от четверки лошадей и до реактивной тяги.

— Петр Степанович, вы командовали дальней авиацией еще в советские времена, были последним главнокомандующим всей авиацией СССР, единственным — СНГ, первым — Российской Федерации. Как изменился за это время авиационный парк, что сейчас представляют собой ВКС?

— Мне недолго довелось командовать Военно-воздушными силами в Советском Союзе. Но после трагедии 1991 года я семь лет был главнокомандующим ВВС Российской Федерации. Перед развалом Советского Союза наши ВВС были самыми многочисленными и могучими в мире. Нас тогда уважали и боялись, а потом были страшные годы забвения, удушение нашего воздушного флота недофинансированием.

Его производство сразу после путча было разделено советским правительством на две составляющих — Военно-воздушные силы и гражданскую авиацию. А потом и вовсе были разгромлены министерства гражданской авиации и авиационной промышленности. Ловкие менеджеры мгновенно приватизировали весь гражданский воздушный флот.

Закупили на многие сотни миллиардов "боинги и "аэробусы", чем оказали невиданную услугу западной авиационной промышленности. И наш героический персонал сумел освоить воздушные суда зарубежного производства, что было непросто. И вот мы уже с гордостью говорим, что в прошлом году перевезли сто миллионов пассажиров.

Все это так, но не следует забывать, что эти воздушные перевозки выполнены на воздушных судах иностранного производства. Если санкции распространятся и на машины, которые делали за рубежом, то Россию ожидает просто авиатранспортный коллапс. И не зря на эту тему наш верховный главнокомандующий — президент — во время Международного авиакосмического салона провел специальное совещание, где поставил конкретную задачу: воссоздать отечественную авиационную промышленность.

К сожалению, наша Объединенная авиастроительная корпорация за двадцать лет ничего не сумела создать, кроме знаменитого "Суперджета-100". Еще выкатили из цехов Иркутского завода фюзеляж самолета МС-21. Но не следует опять-таки забывать, что эти машины полностью собраны из иностранных комплектующих. Вот в чем наша боль; это надо лечить.

Военную авиацию также душили методом недофинансирования. Но люди в авиации настолько преданы своему делу, что они все равно трудились над новыми машинами 4+, 4++ и даже 5-го поколения. Поэтому наши самолеты сейчас так блестяще показывают себя в Сирии. Даже при крайне предвзятом к нам отношении нас ни разу не упрекнули за бомбометание мимо заданной цели.

Мы не бомбим ни больницы, ни госпитали, ни базары, не гибнет мирное население. Во-первых, потому что воюем с умом, а во-вторых, очень метко бомбим по заданным целям. Машины эти не могли родиться за одну ночь и даже за несколько лет. Над ними трудились, невзирая на все проблемы перестроечного периода, когда менялась у нас социальная система от советской власти к капитализму.

И новые вертолеты, машины фронтовой авиации, стратегические воздушные корабли и все другие машины, которые наносили ракетные удары как со стороны Средиземного моря, так и со стороны Каспия, — результат этой непрекращающейся самоотверженной работы.

За последние пять лет, после смены руководства Министерства обороны, назначения высокопрофессиональных руководителей ситуация в Воздушно-космических силах идет на укрепление нашей мощи. Это очень радует. И конечно, народ потянулся. Посмотрите, что творилось в последние дни авиасалона в Жуковском. Негде было яблоку упасть, невозможно было даже протолкнуться к нашим машинам. Так что авиация у нас сейчас набирает былую высоту.

Автор Алена Миргородская
Алена Миргородская — журналист, бывший шеф-редактор видеостудии Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *