1942 год - отчаянное время. Флот на западном фронте Великобритании то и дело терпел катастрофические потери от ударов немецких войск на подводных лодках. Помощь союзников в виде поставок судов не доходила до пункта назначения - подводники перехватывали их и топили.
Германия обладала достаточно мощной промышленной базой, чтобы быстро возмещать свой собственный технический ущерб, а в Великобритании был в это время дефицит стали. Это сказывалось на производстве авианосцев, без которых самолетам не развернуться в центр океана.
Один из британских ученых того времени, Джефри Пайк, предложил фантастическую идею: авианосец изо льда. Лед мог послужить временной заменой дефицитной стали, он не тонет, а пробоины можно быстро «ремонтировать» на месте новым замороженным льдом.
Пайк предположил, что часть большого айсберга можно перетащить в океан. Если выровнять поверхность, то она послужит в качестве взлетно-посадочной полосы, а в центре можно выдолбить укрытие для самолетов.
Предполагалось, что такой крайне дешевый корабль будет использоваться в целях осуществления непродолжительных операций с воздуха против сил и объектов противника. Общее время использования - несколько месяцев.
Второй вариант создания ледового авианосца предполагал его построение из заготовленных заранее блоков изо льда. Между блоками следовало проложить холодильные трубы, чтобы авианосец не таял и мог прослужить дольше.
Идея была передана через лорда Маунтбеттена в высшие круги Соединенного Королевства, должностные обязанности премьер-министра того времени исполнял Черчилль. Второй вариант изготовления авианосца (использование ледяных блоков) был выбран как наиболее перспективный.
При испытаниях выяснилось, что лед деформировался под действием давления и был хрупок.
Пара бруклинских исследователей выяснила, что если заморозить воду и опилки, то полученный материал в 14 раз прочнее, чем обычный лед. Материал получил название «пикрит» в честь Пайка. За счет этого открытия строительство корабля вырвалось вперед.
В ходе строительства стало ясно, что нужно больше стальной арматуры, чем изначально было заложено в смету, что увеличивало расходы.
К тому же корабль был очень массивным и медленным.
Наибольшей проблемой опять стало сырье: древесина была тоже дефицитом, а строительство корабля повлияло на деятельность бумажной промышленности. Сложность вызывало и строительство холодильных структур.
В 1943 судно длиной 18 метров было успешно испытано в летнее время. Но к этому времени военная ситуация обернулась в пользу союза. Великобритания сумела нарастить производство стали, выйдя из состояния дефицита, и стала выпускать дешевые авианосцы.
Тестовый корабль постепенно растаял.
Сегодня существует только одно точное свидетельство этого проекта, которое находится на дне озера в Альберте (Канада), где проходили испытания.
В 1985 году экспедиция дайверов обнаружила стены из дерева, которые являлись корпусом, нагромождения воздуховодов, огромное количество битума, являвшегося изоляцией, и мемориальную доску проекта.