Железнодорожный транспорт имел огромное значение в условиях войны. С его помощью осуществлялось снабжение войск необходимыми боевыми припасами и пропитанием. Поэтому воюющие стороны разрушали по максимуму — и сами полотна дорог, и станции, и вагоны. При отступлении такие разрушения препятствовали продвижению наступающих войск.
Во Вторую мировую войну особый урон наносили бомбы, попадавшие в склады с боеприпасами и горючими материалами, усиливающими разрушение.
Иногда для разрушения ж/д дороги использовали взрывчатку. Но для отступающей армии каждый боеприпас на счету. В таком случае можно было эффективно использовать различные устройства.
При дефиците времени на помощь приходила обычная колонна или машинная тяга. Для этого рельсы открепляли на стыках, к концам крепили трос и тянули с помощью лошадей или машин. Рельса сгибалась, восстановление становилось проблематичным.
Специальные устройства для разрушения путей
Такие устройства были гораздо эффективнее, чем обычная тяга. В Первую мировую войну русские отступали в Галиции. У солдат взрывчатка и патроны были в большом дефиците, о том, чтобы их использовать для взрыва полотна, не могло быть и речи. Интересная идея пришла в голову подпрапорщика по фамилии Червяк. Несколько рельсов соединяли в петлю и подцепляли на кран, стоящий на платформе вагона. Затем петлей подцепляли открепленные рельсы и состав начинал движение. Полотно разрушалось прямо на глазах, ломались шпалы. Устройство так и назвали "Червяк".
Когда Первая мировая закончилась, эти устройства отправили на склад. В 1943 году, во время Курской битвы, партизаны проводили "Рельсовую войну". В течение месяца было произведено несколько десятков тысяч взрывов рельсовых путей, было взорвано несколько бронепоездов и свыше тысячи эшелонов.
Немцы с союзниками тоже стали применять подобные машины (некоторые захватили, а некоторые сделали сами), но уже в том же 1943, когда им нужно было замедлить продвижение советской армии. Вскоре немцы изобрели свою машину под названием "Крюк". Машина так и выглядела — огромный крюк, закрепленный на платформе. Подъехав к необходимому участку дороги, крюк опускали в подготовленную зону между шпалами и начинали движение. Два локомотива тянули со скоростью 10 км/ч, эффект был ошеломляющий — полотно разрушалось полностью. Немецкий путевой разрушитель весил 30 тонн, для "боевого" состояния нужно было всего 6 минут.
При этом в Советской армии создавались спецвойска по быстрому восстановлению разрушенных дорог, так как необходимо было снабжать наступление. В огромных масштабах было не только разрушение, но и восстановление.
Фото: Соцсети
Читайте также: