Возможно, мы никогда не узнаем, как погибли российские пилоты Ми-24 в небе над Арменией, чтобы сохранились замечательные договорённости по Нагорному Карабаху.
После гибели двух пилотов и ранении третьего в результате поражения из ПЗРК вертолёта Ми-24 азербайджанским солдатом в небе над Арменией прошло два с половиной месяца, а данных о ходе расследования общественность не имеет.
Известно, что в начале января российские военные следователи переквалифицировали уголовное дело по факту гибели военного вертолёта Ми-24 на границе Армении и Азербайджана на более тяжкую статью — "умышленное убийство".
Об этом сообщил "Интерфакс".
"Уголовное дело, которое первоначально было возбуждено по статье 351 УК РФ (нарушение правил полётов или подготовки к ним, повлекшее смерть по неосторожности), переквалифицировано на более тяжкую статью — ч. 2 ст. 105 (умышленное убийство двух или более лиц)", — сказал собеседник агентства.
Источник отметил, что данное решение принято по результатам следственно-оперативных действий, предпринятых в рамках дела военными следователями на российской базе в Гюмри (Армения).
Он затруднился сказать, как долго будет вестись следствие.
"Тут есть определённые сложности, связанные с тем, что подозреваемые находятся на территории другого государства", — отметил источник.
Как сказал "Правде.Ру" военный эксперт, полковник запаса, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский, вопрос не в том, что "мы на государственном уровне посчитали, что это злонамеренное и специально организованное преступление".
По его словам, переквалификация, возможно, связана со взаимодействием прокуратур в юридическом аспекте, так как допуск иностранного государства к материалам дела зависит от его квалификации.
"Если статья более тяжкая, то есть юридическое обоснование для полного раскрытия перед Россией материалов дела", — сказал "Правде.Ру" Виктор Мураховский.
Эксперт напомнил, что Азербайджан открыл уголовное дело по этому факту и российская прокуратура материалы этого дела "обязательно востребует и будет отслеживать — как следствие, так и итоговое решение азербайджанского суда".
Картина самого происшествия с военной точки зрения, по словам Виктора Мураховского, достаточно ясна.
"Батальонная тактическая группа с нашей 102-й военной базы в Армении выдвигалась к границе между Арменией и Нагорным Карабахом в ночное время. С воздуха эту группу прикрывала пара боевых вертолётов с нашей авиабазы в Армении. Место происшествия находится на стыке границ трёх государств: Армении, Нахичеванской автономной области Азербайджана и Ирана, и разных беспилотников там было, как мух на помойке.
Вертолёт пролетал буквально в километре от границ с Нахичеванью и необученный азербайджанский боец увидел, что его переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) захватил цель. Но сам ПЗРК не имеет систему государственного опознавания, боец должен получать данные с командного пункта ПВО. Но боец, не получив такие данные и не зная о том, как сработала система опознавания "свой-чужой", произвёл пуск. Там следствие будет разбираться, кто накосячил — командование или сам боец",
— пояснил военный эксперт.
Но военный эксперт Вугар Аббасов уверен, что у бойца был штатный радиозапросчик пароля "свой-чужой" самого ПЗРК.
"В нормальной ситуации солдат абсолютно прав. Если он обнаруживает воздушную цель, то по имеющимся линиям связи сразу докладывает наверх и запрашивает приказ. Но если средство воздушного нападения приблизилось до рубежа применения ударного вооружения, если штатный радиозапросчик пароля "свой-чужой" самого ПЗРК выдаёт сигнал "чужой", он должен стрелять без разрешения, согласно боевому заданию, которое он получает во время заступления на дежурство по охране воздушных рубежей своего подразделения",
— сказал Вугар Аббасов ресурсу Turan.az.
Но можно ли исключить, что выстрел был произведён умышленно, так как в генералитете Азербайджана не все согласны с вводом миротворцев РФ в Карабах и особенно с учётом наличия в штабе турецких консультантов самого высокого ранга?
В bmpd.livejournal.com эксперт gunnerminer сообщил 11 ноября:
"Российское командование, направляя колонну в ночное время, заблаговременно не предупредило азербайджанских военных. При этом располагая каналами связи и обеспечив прикрытие колонны вертолетом. Хлипкие попытки оправдания — "вне зоны боевых действий и прочее" — это отмазки на уровне допризывника, а не офицера".
Генеральная прокуратура Армении возбудила уголовное дело по факту "агрессии на территории Армении". Результаты не публикуются.
Уголовное дело по сбитому вертолёту было возбуждено и в Баку, генеральной прокуратурой Азербайджана, по обвинению "в халатности". О задержании, аресте азербайджанских военнослужащих не сообщалось, так же как и неизвестны результаты расследования.
Виктор Мураховский считает, что независимо от выводов следствия отношения между Москвой и Баку не изменятся, так как факт непреднамеренности случившегося уже признан на высшем уровне и извинения Азербайджана на высшем уровне приняты.
"Посмотрите на соглашение, подписанное недавно между Россией, Азербайджаном и Арменией по принятию мер об открытии сквозного сообщения. Ведь это беспрецедентный случай: после окончания войны в кратчайшие сроки открывается железнодорожное сообщение через территорию Азербайджана и Армении, благодаря которому мы получаем прямой сухопутный маршрут логистики для нашей базы в Армении. Раньше мы всё снабжали только по воздуху. А теперь мы получили железнодорожный маршрут в Армению. В свою очередь, Азербайджан получает прямое сообщение с Нахичеванью", — сказал "Правде.Ру" эксперт.
Создаётся впечатление, что дело об умышленном убийстве российских лётчиков замнут, чтобы не портить этих замечательных договорённостей по Нагорному Карабаху.
Читайте по теме:
А про сбитый Азербайджаном вертолёт в России забыли?
МИД РФ "оценил позитивно" признание Азербайджаном вины за сбитый Ми-24