Как обеспечить безопасность на Чёрном море в современных условиях

Пора переписать Конвенцию Монтрё, чтобы обеспечить безопасность на Чёрном море

После сентябрьских диверсий в Балтийском море на газопроводах "Северный поток" перед российским руководством закономерно встаёт вопрос повышения уровня безопасности всей нефтегазотранспортной инфраструктуры. И в особенности той, что проходит по дну морей. Особое внимание в этой связи заслуживает Чёрное море и проходящий через него газопровод "Турецкий поток".

Продолжающаяся милитаризация Черноморского региона несёт повышенные риски безопасности практически для любого морского и берегового топливно-энергетического объекта. Мы уже слышали недавно о предотвращённой диверсии в береговой части газопровода "Турецкий поток". А ещё ранее были факты обстрела российских буровых платформ, находящихся в Чёрном море на незначительном удалении от Одессы. И вот теперь новая террористическая акция — массированный удар боевыми дронами по военным кораблям российского Черноморского флота. Чего ждать дальше?

Применение беспилотного вооружения — это новый серьёзный вызов безопасности в Чёрном море, и на него нужно формировать быстрые и адекватные ответы. По сравнению с Балтийским морем, где Россия не может фактически контролировать газопроводную трассу без участия других стран, ситуация на Чёрном море одновременно и проще, и сложнее.

Проще потому, что в Чёрном море есть сильный игрок в виде Турции, которая напрямую заинтересована в сохранности газопроводной системы. К тому же, район прохождения ветки "Турецкого потока" может быть взят под контроль силами Черноморского флота России — большая часть пути проходит в нейтральных водах.

А почему сложнее, думается, объяснять не надо: милитаристская Украина и её кураторы, для которых, похоже, не существует никаких табу.

Но одними только военно-техническими средствами, какими бы совершенными они не были, обеспечить безопасность на Чёрном море будет затруднительно. Ибо в значительной степени это будет борьбой со следствием, нежели с причинами. Чтобы бороться с источником проблем, необходимо действовать, в том числе, и на международно-правовом уровне. Как бы этот институт не казался нынче дискредитированным. Юридическая и прецедентная база для этого есть.

Чёрное море не является таким проходным двором для военных судов, как Балтика. Пребывание любого военного корабля в Чёрном море регулируется конвенцией Монтрё, принятой в далёком 1936 году. Именно благодаря ей, на Чёрном море мы видим только единичные факты захода военных кораблей третьих стран.

Согласно положениям конвенции

  • общий тоннаж одновременно находящихся в Чёрном море военных судов третьих стран не должен превышать 30 тысяч тонн,
  • срок пребывания таких военных кораблей ограничен 21 сутками.

Длительный период эта конвенция обеспечивала приемлемый для всех баланс сил на Чёрном море. Но в свете последних событий нужно сильно задуматься, насколько документ 1936 года отвечает современным реалиям.

Логично предположить, что в новых условиях Россия вправе поднять на более высокий уровень вопрос о демилитаризации Черноморского региона. Например, полностью запретить заход военных кораблей стран, не имеющих к Чёрному морю никакого отношения. По крайне мере, на время боевых действий на Украине.

Более того, необходимо поднять принципиальный вопрос о запрете иметь военные флоты странам черноморского региона. За исключением, конечно, России и Турции, которые должны выступить гарантами безопасности в Чёрном море. Такое требование может показаться излишне самонадеянным и фантастическим. Но в истории такие прецеденты уже были. И страной, лишённой флота, кстати, была Россия.

После неудачной Крымской войны в 1856 году Россия потеряла право иметь флот. Инициатором этого решения были Англия и Франция. Парадокс: страны, и близко не имеющие отношения к Чёрному морю.

Теперь Россия имеет полное историческое право инициировать такую же меру в отношении других недружественных стран. Пусть не навсегда, на время. И в этом случае, ни Румыния, ни Болгария не должны ни на кого обижаться. За потерю своих флотов руководства этих стран могут сказать "спасибо" своим западным кураторам и воинствующей Украине.

Само собой, Украина в этом пасьянсе должна быть, как минимум, полностью отрезана от моря. А, как максимум, стать полностью демилитаризованным государством.

Не менее жёсткие меры следует принять в отношении воздушного пространства. Свободное нахождение иностранных боевых беспилотных аппаратов вблизи российской границы просто недопустимо, даже если это формально нейтральная зона.

Финальным шагом построения новой архитектуры безопасности в Чёрном море должно стать создание международной системы мониторинга, отслеживающей перемещение всех объектов в морской акватории и воздушном пространстве.

Такие жёсткие меры не покажутся лишними, если принять во внимание, что Россия и Турция намерены в ближайшем будущем реализовать проект газового хаба, который предполагает прокладку новых веток газопровода "Турецкий поток" по дну Чёрного моря. Делать миллиардные инвестиции и не учитывать печальный опыт "Северных потоков" ни Москва, ни Стамбул не могут себе позволить.

И не надо думать, что у России нет рычагов для реализации жёстких решений. В российском Новороссийске грузятся казахстанской нефтью иностранные танкеры, в Грузии — азербайджанской. Регион является стратегически важным для Британии с сырьевой точки зрения. И на эти рычаги нужно давить.

А ведь когда-то, в старину, даже иностранные мореплаватели называли Чёрное море Русским.

Автор Андрей Николаев
Андрей Николаев — военный историк, публицист, автор Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить