Прошло более трёх месяцев, как Россия вышла из зерновой сделки. Еще два месяца прошло, как улеглась информационная шумиха об этом. И прошел ещё месяц как Украина снова начала возить зерно из портов Одессы, потихоньку, без лишнего шума, уже практически выходя на прежние объёмы. Москва насчёт этого ничего не говорит, не видит, или делает вид, что не видит?
Напомним, когда 17 июля Россия вышла из зернового соглашения, только ленивый на Западе не прошелся по этой теме, обвиняя нашу страну во всех смертных грехах, включая угрозу мирового голода. Но Москва была жестка в своей позиции: ни одно судно не пройдёт и не уйдёт из Одессы без выполнения условий России. Под условиями подразумевалось снятие ограничений на транспортировку морским путем нашей агропродукции, удобрений, подключение Россельхозбанка снова к SWIFT, ну и ряд других.
Но Запад в этом вопросе занял обычную позицию — я не я, и лошадь не моя.
Одновременно с выходом из зернового соглашения Москва заявила о том, что не гарантирует безопасности торговым судам, идущим в Одессу, если они пойдут без санкции России.
Сказано — сделано. Украина пыталась поднимать на этой теме информационный хайп и всячески зазывала западных друзей продолжить работу по коридору невзирая на позицию России.
Сложность ситуации для Киева была в том, что морским путём вывозилась значительная часть сельхозпродукции, которая фактически была единственной статьей получения валютной выручки. При этом мы помним, что непосредственные соседи Украины, как-то Польша, Словакия и Румыния встали в позу и заблокировали ввоз украинского зерна через их территорию в Европу.
Но даже если бы не было этой блокады со стороны соседей, вывоз продукции по суше по своей пропускной способности не мог перекрыть морской канал поставок. Поэтому Украина всячески педалировала тему одесских портов перед своими западными кураторами.
Россия тем временем давала ясно понять, что зерновой коридор закрыт, и без Москвы движения зерна из Одессы не будет. И давала понять весьма убедительно, нанося удары по портовой инфраструктуре Одессы и в устье Дуная. Ну и все мы помним случай с эпическим задержанием одного из иностранных торговых судов, шедших на Украину.
Всё в том эпизоде выглядело в духе голливудских боевиков. С требованием остановки, предупредительными выстрелами, высадкой нашего вертолетного десанта на борт. И хотя корабль после проверки был отпущен, это эффектное зрелище многих убедило, что соваться к Одессе не стоит. И на этом направлении снова наступила тишина.
Между тем представители Военно-морских сил Украины ещё 10 августа заявили об открытии некоего нового временного коридора и всячески стали рекламировать его для иностранных грузоперевозчиков. Хотя при этом предупреждали об опасностях со стороны России.
После этого заявления ВМС Украины прошел ещё один месяц тишины на зерновом маршруте. И вот в середине сентября первые два иностранных судна зашли в порты Одессы. И далее после принятия на борт груза с интервалом в несколько дней один за другим покинули украинские порты.
Что интересно, загрузка первого судна составила всего 3 тыс. тонн. А вот второе вышло уже с гораздо большим грузом — 17 тыс. тонн. То есть Украина, убедившись, что с первым судном с небольшим грузом ничего не случилось, отправила гораздо более крупную партию.
Эту транспортную операцию можно назвать своеобразным "пробным шаром". Увидев, что и со вторым всё в порядке, Киев повысил ставки и в ход пошла "тяжёлая кавалерия". Следующая группа включала уже три судна. Причем одно из них имело грузоподъемность уже около 40 тыс. тонн. По морским торговым меркам это очень крупное судно. Достаточно сказать, что его длина около 200 м.
И с этой группой судов тоже всё прошло как по маслу. Причем на этот раз везли не только зерно, но и железную руду, которую Украина не вывозила морским путем ещё с начала СВО. А металлургическая продукция — это вторая важная статья украинской экономики. Второй крупный источник валютных поступлений.
Кроме того, чтобы стимулировать импортёров к продолжению вывоза продукции из одесских портов Киев предложил привлекательные цены. Например, пшеница с поставкой из Одессы стоила 186 $/т, в то время как из румынской Констанцы 235$/т. Понятно, что везти из Одессы гораздо выгоднее.
Стоит однако заметить, что теперь суда на Украину и обратно идут без всякого контроля с российской стороны. То есть Киев может везти в Одессу всё что угодно, даже оружие, боеприпасы и военную технику. А обратно — мирное зерно и руду. Хотя это может быть и тоже оружие, например, на Ближний Восток.
И исходя из этого обстоятельства, новый зерновой коридор, самовольно объявленный и реализуемый Украиной, ещё хуже, чем-то зерновое соглашение, которое России тоже было невыгодно.
Почему же Россия не реагирует на движение этих судов по новому коридору? Если с вывозом зерна из Одессы ещё можно смириться, то с угрозой поставок морским путем вооружений нельзя не считаться.
Возможно, проблема в том, что Россия сейчас ограничена в силах и средствах в акватории Черного моря. Мы знаем о постоянных ракетных ударах Украины по Крыму, о регулярных налётах беспилотников. И эта угроза для нашего Черноморского флота, видимо, достаточно серьёзна, раз большая часть военных кораблей перебазировались в Новороссийскую гавань.
С другой стороны, возможно между Киевом и Москвой существуют какие-то негласные договорённости с участием третьих сторон. Например, Китая. Ведь не случайно украинские источники сообщают о том, что получателем железной руды из Одессы является Китай.
И не случайно президент России во время международного форума в Китае неожиданно заявил:
"На Украине начали задумываться о завершении конфликта дипломатическим путём".
Хотя в публичном пространстве со стороны Киева об этом совсем не слышно.
Возможно, новый зерновой коридор — это молчаливое согласие Москвы, некий аванс, стимул для открытия диалога. Может, и некая уступка сторонам, которые заинтересованы в украинской экономике. Тот же Китай, например, до СВО был одним из главных импортёров металлургической продукции с Украины.
А пока зерновой коридор продолжает работать. С середины сентября в порты Одессы уже зашло более 30 судов. И вывезено около одного миллиона тонн зерна. Это примерно одна треть от среднемесячного оборота во время действия прежнего зернового соглашения.