Китай впервые показал все виды своих истребителей пятого поколения, пишут журналисты американского военного журнала Military Watch Magazine (MWM). О новой силе ВВС КНР и судьбе программ J-20 и J-35 авторы рассказывают в своем материале, перевод которого публикует Pravda.Ru.
Народно-освободительная армия Китая впервые показала все типы истребителей пятого поколения, находящихся на вооружении, — все пять машин были представлены на военном параде 3 сентября, посвященном 80-й годовщине поражения Японии во Второй мировой войне. В феврале 2017 года Китай стал второй страной после США, которая ввела в строй собственный истребитель пятого поколения — J-20. За последние восемь лет самолет значительно эволюционировал: улучшились стелс-технологии и аэродинамика, были интегрированы новые двигатели, обновлена авионика. Программа J-20 стала важнейшей вехой для китайской боевой авиации и впервые в истории реактивной авиации вывела на уровень лидеров по возможностям воздушного боя страну, отличную от России и США. Хотя J-20 участвовал и в предыдущем параде в октябре 2019 года, в новом мероприятии были показаны сразу три его модификации, а также абсолютно новый истребитель пятого поколения J-35.
ВВС НОАК в настоящее время закупают четыре типа боевых самолетов: истребители пятого поколения J-20 и новый J-35, а также тяжелые J-16 и легкие J-10C четвертого поколения. Ранее оставался открытым вопрос, поступит ли J-35, средневесовый истребитель, созданный для дополнения более крупного и дальнобойного J-20, на вооружение ВВС, или же его разработали исключительно в палубной версии для флота и экспортной версии. В начале июля было подтверждено, что J-35 действительно принят ВВС, что обеспечило им уникальную комбинацию стелс-самолетов и сделало Китай первой страной в мире, одновременно закупающей два различных типа истребителей пятого поколения. Менее чем через две недели после этого появились первые кадры, подтверждающие, что палубная версия J-35 поступила на вооружение флота.
На параде 3 сентября Китай продемонстрировал беспрецедентное разнообразие своих стелс-истребителей. Первым был показан базовый J-20 с двигателями WS-10C китайского производства. Он попал на камеры во время дозаправки от нового танкера YY-20, который значительно расширяет и без того уникальную дальность этого истребителя.
Далее прошел J-20S — двухместный истребитель, единственный в мире стелс-самолет с двумя пилотами. Он был впервые показан в октябре 2021 года, а в июле 2025-го подтверждено, что он поступил на вооружение. Затем появился модернизированный вариант J-20, обозначаемый как J-20A или J-20B, который легко отличить по более плоскому фонарю кабины и характерному низкопрофильному силуэту с приподнятой "спиной" и носовым обтекателем радара. Ожидается, что эта версия получит двигатели нового поколения WS-15.
За модернизированным J-20 следовали два базовых J-20, самолет радиоэлектронной борьбы J-16D и новый J-35. Эти три класса тактических истребителей предполагается использовать совместно, чтобы максимально раскрыть их взаимодополняющие возможности. Затем в небе пролетела формация, включавшая пятый тип китайского стелс-истребителя — палубный вариант J-35, летевший вместе с четырьмя палубными J-15, среди которых был J-15DT в версии радиоэлектронной борьбы. В общей сложности на параде участвовали три ключевые модификации J-20, а также сухопутная и палубная версии J-35.
На фоне этого демонстративного парада встал вопрос о будущем китайских программ истребителей пятого поколения, ведь в декабре были представлены сразу два проекта истребителей шестого поколения, находящихся на стадии летающих прототипов. Высока вероятность, что с началом их серийного производства в начале 2030-х годов именно новые машины окажутся более выгодными для выполнения многих задач, что может привести к резкому сокращению производства и J-20, и J-35.