Ровно полвека назад в Корее закончилась война. И с этого дня 38-я параллель стала границей, которая разрезала государство на две части: юг и север. Корейская война, о которой мы мало знаем, принадлежит к числу тех противоречивых явлений новейшей истории, вокруг которых громоздятся целые горы мифов и легенд. Но, пожалуй, самым трагическим эпизодом этой бойни был день последний. Когда в Паньмыньчжоне уже было подписано соглашение о перемирии, в небе над Китаем был сбит советский транспортный самолет «Ил-12».
27 июля 1953 года выдалось на редкость жарким, и участник этой войны летчик Сергей Тюрин вместе со своими однополчанами стоял под навесом у небольшого домика дежурной службы (ДС) и ел мороженое, приготовленное китайским поваром по столь торжественному случаю. Все были переполнены радостью и держали наготове пистолеты, чтобы салютовать в честь победы. В это время над аэродромом Аньдун послышались выстрелы зенитных батарей, а следом показались со стороны залива два американских самолета. Непрошеные гости продемонстрировали в воздухе свое мастерство и, завершив показательное авиашоу двумя фигурами высшего пилотажа - восходящими бочками, так же внезапно улетели. Что хотели сказать столь шальным поступком американские асы, неизвестно, но это был первый мирный день после трех лет войны.
Он начался в понедельник и не предвещал ничего плохого. С раннего утра наши военные техники в аэропорту города Порт-Артура (Люйшунь) суетились около транспортного самолета «Ил-12». Они готовили машину к отправке в самый обычный очередной рейс. За годы войны подобных рейсов top-secret было совершено немало. Транспортники старались скрыться от нежелательных встреч с неприятелем за облаками, и это им всегда удавалось.
Штурман Иван Максимович Мулин, в обязанности которого входила тщательная проверка пассажиров, встречал всех прибывших у трапа самолета. В своей планшетке он строго вел учет и против фамилии каждого прибывшего на борт ставил галочки. Этим рейсом летели в основном военные врачи. Они возвращались домой после работы в авиационной дивизии, базировавшейся в Порт-Артуре. Этим рейсом должен был лететь еще один военнослужащий, но он опоздал и появился на аэродроме в последнюю минуту. Он отчаянно принялся размахивать руками, чтобы привлечь внимание летчиков. Но самолет уже выруливал на взлетную полосу, и командир показал ему руками крест. Мол, прости нас, но мы уже не сможем вернуться за тобой, и машина поднялась в воздух.
ЧП в мирное время
В сотне километров от города Хуадянь на полях трудились китайские крестьяне. Они рассказывали потом о трагедии, которая развернулась прямо на их глазах. Четыре самолета с белыми американскими звездами долго летали над полями. Это были боевые реактивные F-86 «Супер Сейбры». Когда в просвете над облаками показался «Ил-12», американцы его расстреляли. В своем рапорте командир звена американских истребителей Ральф Парр писал: «В 12.30 обнаружил самолет противника. Он был прямо подо мной. Совершив два захода с целью опознавания, я увидел на самолете «Ил-12» большие красные звезды. Во время третьего захода я открыл огонь. Оба двигателя самолета загорелись, а затем он взорвался…».
Машина развалилась на две горящие части еще в воздухе, и перепуганные китайцы наблюдали, как обе упали в разные стороны.
Правительство СССР выразило ноту протеста, но американцы с упорной настойчивостью утверждали, что русский самолет проводил воздушную разведку над Кореей. И только специалисты ООН, работавшие в это время в Китае, подтвердили, что самолет сбили в районе города Хуадянь. А это далеко не территория Страны утренней свежести. В заявлении китайского МИД также указывалось место трагедии.
Предполагаемых версий нападения на самолет было несколько. По неофициальным данным, американская разведка располагала информацией, что по этому маршруту полетит борт с высшим командным составом ТОФ. В это время в Порт-Артуре находился маршал СССР Родион Малиновский. Были и другие мнения, что транспортный самолет вез в Россию сверхсекретный прибор со сбитого американского самолета и не менее секретные документы. Истинная причина атаки на самолет пока не установлена.
Два счастливых билета
Еще перед вылетом командир пообещал, что прибудут домой к ужину. Но они не вернулись.
- В этот же день мне позвонили из штаба ВВС, - рассказал бывший начальник метеостанции отдельного авиационного полка Южно-Углового Леонид Пучков, - и спросили: «Ты какую погоду давал?». Вот тогда я и почувствовал что-то неладное. Потом нам сообщили, что нападение было внезапным и экипаж не успел ничего предпринять. Самолет шел на своей рабочей высоте 3 тысячи метров. По всей вероятности, экипаж и пассажиры, всего 20 человек, погибли сразу.
Весть о трагедии мигом разлетелась по небольшому воинскому поселку. Члены экипажа были соседями, и большинство из них проживало в доме начсостава (ДНСе). При подготовке этого материала мне удалось встретиться с дочерью погибшего штурмана самолета Людмилой Мулиной (Проскуриной). Она историк по призванию, но трагедия оставила большой отпечаток в ее судьбе:
- Это очень тяжело вспоминать. Помню, как приехало много машин и люди вокруг говорили: «Погиб Мулин». В этот день в нашем доме были гости. Приехала сестра отца, но им так и не удалось встретиться. Когда шли поиски, то прошел слух, что кто-то из экипажа остался жив. Мы до последнего надеялись, что это отец.
Мне удалось выяснить, что кроме опоздавшего на рейс пассажира в этот день на земле остался и один из членов экипажа. Вместо бортрадиста Токарева полетел Николай Коновалов. Так что судьба предоставила два счастливых билета.
Печальная дата
Сразу после гибели самолета на месте катастрофы спасатели приступили к сбору останков погибших. Работать приходилось в марлевых повязках. Из-за сильной жары трупы начали разлагаться. В китайском городе Мукдене останки были кремированы, а в декабре этого же года «груз-200» доставили во Владивосток и захоронили в Жариковском саду в районе Дальзавода.
Список погибших 27 июля 1953 года
Экипаж:
Глиняный Дмитрий - командир экипажа, 1918 г. р.
Мулин Иван - штурман, 1921 г. р.
Игнаткин Иван - помощник командира, 1922 г. р.
Коновалов Николай - бортовой радист, 1926 г. р.
Вылинок Николай - бортмеханик, 1927 г. р.
Головачев Федор - борттехник, 1914 г. р.
Пассажиры:
Кознов Е. И. – 1930 г. р.
Тарасов В. П. – 1928 г. р.
Лазарев А. Н. - 1918 г. р.
Тернов П. М. – 1924 г. р.
Сатинов В. С. – 1926 г. р.
Дроницкий В. И. – 1920 г. р.
Волошников А. Д. – 1921 г. р.
Ларионов В. С. – 1922 г. р.
Галлеев Н. Г. – 1925 г. р.
Жигулин В. В. – 1926 г. р.
Субботовский И. Г. – 1910 г. р.
Нефедин С. Е. – 1914 г. р.
Назаров Н. С. – 1927 г. р.
Леках Я. И. – 1927 г. р.
Татьяна Григорьева, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»