"Юкос": прокуроры молча смотрят на запугивания потерпевших?

Алексей Пичугин Как стало известно «ПРАВДЕ.Ру» из правоохранительных органов, в январе этого года на одного из свидетелей и потерпевших по делу Пичугина начали оказывать давление «свободные» коллеги бывшего сотрудника охраны «Юкоса». Потерпевший — арендатор помещений в Московском  Дворце Молодежи, за деятельностью которого от нефтяной компании «Юкос» «присматривал» Алексей Пичугин.

Из досье «ПРАВДЫ.Ру». Сотрудник службы безопасности "Юкоса" Алексей Пичугин обвиняется в организации убийства в 2002 г. в Тамбове супругов Гориных, покушении на жизнь сотрудника мэрии Москвы Ольги Костиной и покушении на бывшего сотрудника МФО "МЕНАТЕП" Колесова. Ряд правозащитных организации России добиваются признания Алексея Пичугина в связи с уголовным расследованием политическим заключенным. Об этом недавно сообщил известный радикал Лев Пономарев.

Отказавшись платить непомерную дань своей «прозрачной» юкосовской «крыше» арендатор получал угрозы физической расправы и неоднократно обращался как в милицию, так и в прокуратуру. Однако правоохранители не спешили на помощь наивному предпринимателю. Не помогло и обращение за помощью к сенатору Невзлину. Как выясняется, арест Пичугина только ухудшил положение бизнесмена, поскольку он в уголовном деле, с которым знакомится сейчас бывший высокопоставленный юкосовский спецслужбист, значится пострадавшим.
Гендиректор Московского дворца молодежи (МДМ), находящегося фактически под контролем «Юкоса» и родственных ему лиц, Павел Забелин объявил крестовый поход против свидетеля и потерпевшего по делу, обвиняемым по которому является его покровитель. И на фоне громких международных всхлипов российских правозащитников и беспомощности управления по связям с общественностью Генпрокуратуры России в МДМ идет тихая война за то, будут ли озвучены обвинения в адрес Пичугина одним из потерпевших или же в ходе судебного процесса прокурорам придется ссылаться лишь на свои протоколы…

В распоряжении «ПРАВДЫ.Ру» оказалось заявление в Главное управление собственной безопасности МВД России одного из учредителей ООО «Кибер Клаб». Читается оно, поделилась со мной сотрудница отдела писем редакции, как детектив. Впрочем, мы можем познакомить читателей и с самим этим письмом:
«В рамках расследуемого Генеральной прокуратурой уголовного дела № 18/35-03 в отношении начальника службы безопасности «Юкоса» Пичугина А.В., я, как заявитель и один и потерпевших, , — говорится в заявлении, — в последние месяцы постоянно подвергаюсь незаконному давлению и психологическому воздействию с угрозами со стороны генерального директора ЗАО «МДМ» (одной из дочерних структур ЮКОСА) Забелина Павла Викторовича — свидетеля по уголовному делу Пичугина, который с момента приватизации в интересах "Юкоса" Дворца молодежи обеспечивал «крышу» г-ну Забелину.
В мае 2000 года на меня была переоформлена доля г-на Забелина в ООО «Кибер Клаб», зарегистрированного им (параллельно с назначением гендиректором ЗАО «МДМ») в 1997 г.
С 1997 г. по 2000 г. под «руководством» Забелина ООО «Кибер Клаб» превратился в убыточное предприятие, а арендуемые этой фирмой бильярдный клуб и ресторан общей площадью 1280 кв.м. находились в аварийном состоянии. Именно этим и была вызвана замена Забелина на новых учредителей, включая меня, согласившихся привлечь инвестиции для реконструкции клуба и налаживания его нормальной работы. Уже в сентябре 2000 г., когда инвестиции новых учредителей ООО «Кибер Клаб» в реконструкцию клуба стали реально видны, генеральный директор МДМ начал оказывать давление на меня и моих коллег, требуя повышения арендной платы в четыре раза. Используемые при этом средства давления мало чем отличались от бандитских «наездов».
Так, в период с 10.2001 г. по 01.2002 г. г-н Забелин неоднократно угрожал заблокировать входы в клуб охраной МДМ, отключением электроэнергии и прочими действиями, препятствуя нормальной хозяйственной деятельности.
Одновременно с этим г-н Забелин лично и через начальника службы безопасности МДМ Лысикова С.В. угрожал мне (вплоть до физической расправы) не пытаться обращаться в правоохранительные органы, т.к. с их слов, «у ЮКОСА везде все схвачено», ссылаясь на связи Пичугина, Шестопалова и Невзлина.
К сожалению для меня, эти угрозы имели под собой основания. Так, когда в феврале 2002 г. охраной МДМ был заблокирован вход в клуб и сорвана в течение 7 часов его работа, вызванный нами участковый инспектор ОВД «Хамовники» С. Ракитин проигнорировал наше обращение, ссылаясь на хозяйственный характер происшествия. Еще более странным для нас казалось поведение сотрудников ОВД «Хамовники» после инцидента 14 марта 2002 г., приведшего к возбуждению Генеральной прокуратурой РФ уголовного дела № 18/35-03. Тогда г-н Пичугин поздно вечером, при попустительстве охраны МДМ, в состоянии алкогольного опьянения, сломал дверь, разделяющую бильярдный клуб и территорию МДМ, пытаясь ворваться в помещение клуба, заполненного посетителями. При многих свидетелях он угрожал лишить меня и членов моей семьи жизни, если ООО «Кибер Клаб» не подпишет новый договор аренды с ЗАО МДМ.
В ОВД «Хамовники» мое заявление от 15. 03.2002 г. оказалось не зарегистрированным, а со слов участкового инспектора С. Ракитина, за шесть месяцев волокиты сотрудники ОВД «Хамовники» «искали и не могли найти Пичугина для проведения следственных действий». За это время не было проведено ни одного проверочного действия, кроме взятия объяснения у меня и одного сотрудника ЧОПа. Ответа мне так и не было дано.Поняв, что от ОВД «Хамовники» помощи не будет, я написал заявление на имя прокурора ЦАО г. Москвы. Однако в 2002 г. и от прокуратуры я получил уведомления, что оснований для возбуждения уголовного дела нет.
Только летом 2003 г., уже после ареста Пичугина и Лебедева, Генеральная прокуратура приняла мое заявление и возбудила уголовное дело № 18/35-03, опросила свидетелей, провела очные ставки и признала меня потерпевшим.
Ответную реакцию от генерального директора ЗАО МДМ Забелина на действия следствия по делу его покровителя и «крыши» Пичугина я и ООО «Кибер Клаб» получили сразу после сообщений СМИ, что Пичугин начал знакомиться с обвинительным заключением и дело скоро будет передано в суд.
С этого момента (с начала 2004 г.) г-н Забелин, используя свое служебное положение, организовал травлю ООО «Кибер Клаб», требуя лично и через третьих лиц от меня «выйти» из уголовного дела, отказавшись от своего заявления и показаний.
Для этого были приняты различные средства воздействия, начиная от угроз физической расправы до попыток парализовать работу клуба незаконными отключениями электроэнергии более чем на 20 часов, проверками и комиссиями ЗАО «МДМ» под предлогом постановления Правительства РФ №1040 «О мерах по противодействию терроризму»!!?
В частности 23.01.04. г. после 22 часов, грубо нарушив все правила и требования энергонадзора, службой главного энергетика МДМ клуб был обесточен, что привело к панике, прекращению работы и вызову наряда милиции для помощи в эвакуации более 150 человек сотрудников и посетителей клуба…
… Учитывая многочисленные факты давления и угроз в мой адрес и блокирование хозяйственной деятельности «Кибер Клаб» со стороны г-на Забелина, пытающегося спасти своего покровителя Пичугина и отвести возможность уголовного преследования от себя лично, прошу не игнорировать данное заявление, как это случилось в ОВД «Хамовники» и прокуратуре ЦАО г. Москвы.
Я имею достаточно серьезные основания просить принять реальные меры по данному обращению, т.к приведенные примеры незаконных действий руководства ЗАО МДМ и службы безопасности "Юкоса" в адрес ООО «Кибер Клаб» и меня лично отнюдь не единичны. За период «хозяйничанья» в здании Московского дворца молодежи руководство ЗАО «МДМ» не раз демонстрировало бандитские методы решения своих проблем. Так, еще в 2000 г., вскоре после достаточно спорной приватизации здания Дворца, был убит руководитель юридического отдела ЗАО МДМ Б. Каневский, который проводил и оформлял приватизацию МДМ и ее регистрацию. Причем до сих пор судьба уголовного дела по этому убийству неизвестна.
Учитывая сохраняющиеся силу и возможности противостоящих мне людей, я, как законопослушный гражданин и предприниматель, боюсь за свою жизнь и будущее детей и прошу помощи»,
— говорится в заявлении одного из потерпевших, проходящих в этом качестве по уголовному делу Алексея Пичугина.

Из приведенного заявления можно сделать несколько выводов.
Первый. Скорее всего, прокурорские работники завели уголовные дела против высокопоставленных работников одной из крупнейших российских нефтяных компаний не потому, что борются за справедливость. Конечно, в силу закона они бороться за нее должны. Но, как видно из вышеприведенного текста, — не борются.
Второй. Дело «Юкоса» и его обвиняемых в уголовных преступлениях руководителей вполне может быть развалено в суде благодаря в первую очередь попустительству прокуратуры. Как видно из имеющегося в нашем распоряжении заявления, со свидетелями и потерпевшими ведется «конкретная» работа в определенном направлении. С этой точки зрения аплодисменты, которыми недавно прерывалась речь Владимира Путина перед прокурорскими работниками, представляются достаточно ехидными.
Третий. Сложившаяся в правоохранительных органах коррупция, как справедливо указывают адвокаты «Юкоса», действительно не позволяет развиваться свободному предпринимательству. Вот только свободному от «Юкоса» и других аналогичных монстров, выращенных ельцинской эпохой.
И четвертый. Со всей определенностью можно сказать, что в суть этого заявления, распространяемого в данный момент, даже не станут вникать российские правозащитники. Право для них — всегда на стороне сильнейшего, того, кто может «поделиться» на правозащитные цели. Поэтому самые громкие процессы правозащитников за последние годы касаются исключительно защиты интересов олигархов.

Между тем, вывеску с заведения арендатора уже сняли, а генеральный директор его предприятия уволился в связи с поступающими угрозами физической расправы. И он не одинок. Желающих бороться, конечно, куда меньше, чем желающих просто спокойно работать. Тем более что помощи ждать неоткуда. Несмотря на широко объявленную опалу олигархов правоохранительные органы, похоже, по-прежнему охраняют только их интересы.

«ПРАВДА.Ру» продолжит следить за делом, с которым знакомится сейчас Алексей Пичугин, а также за всем, что происходит вокруг него. Также мы будем пытаться информировать наших западных читателей о той правде вокруг этого процесса, о которой не рассказывают им известные российские правозащитники. Следите за нашими публикациями.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить