Любимое детище флотоводцев

Однако встретить юбилей в том качестве, в котором эта кузница кадров для атомных подводных лодок служила стране многие годы, ей уже не суждено. В прошлом году Генеральный штаб преобразовал учебный отряд в школу младших специалистов (ШМС). Теперь, поговаривают, что и она будет упразднена, потому как действующих атомных подводных лодок у России осталось с гулькин нос...  С военным педагогом капитаном 2 ранга в отставке Александром Сергеевичем Федуловым явстретился накануне Дня защитника Отечества. Ветеран упрекнул местных журналистов, мол, в публикуемых краеведческих экскурсах об истории Северодвинска крайне мало говорится о военных моряках. И зря! Только в России, сослался собеседник на официальные данные Минатома РФ, с 1957 по 1995 год было построено 245 атомоходов. А во всем мире насчитывается несколько сотен атомных подводных лодок. Эксплуатация каждой из них могла бы обернуться экологической катострофой. И если этого не произошло, то в этом весьма значительная заслуга моряков-подводников, проходивших службу в Северодвинске.

В командиры из..."зоны"

Учебный отряд подводного плавания был создан в Северодвинске сразу после закладки на Севмаше первой советской атомной подводной лодки. Инициатором его создания стал Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР (1956 -- 1985 г.г.) адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Вручая новой воинской части Боевое Знамя, флотоводец сказал, что очень важно иметь корабли, вооруженные самым современным оружием, но куда важнее обеспечить их безаварийную эксплуатацию. Для того, дескать, и создается в Северодвинске уникальный учебный отряд, каких еще не было в ВМФ. В нем будут готовить из матросов срочной службы специалистов для атомных подводных лодок. Первым командиром учебного отряда стал контр-адмирал Андрей Афанасьевич Юдин (на снимке – он в 1062 году). Драматически, по словам А. Федулова, складывалась судьба этого боевого флотского офицера, выдвиженца Главкома ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова. После войны он стал помощником командующего Северным флотом, хорошо зарекомендовал себя в этой должности и был назначен заместителем командующего Черноморским флотом. К новому месту службы адмирал поехал на личном автомобиле. В дороге насмерть сбил молодую женщину. Его осудили на восемь лет. У погибшей остался малолетний ребенок, и Юдины взяли над ним опекунство. Андрея Афанасьевича, благодаря настойчивым хлопотам жены, досрочно освободили и даже вернули на военную службу. Так он стал командиром уникального учебного отряда. Приняв под начало фактически стройплощадку, Юдин передал ее своему преемнику в виде уже обустроенного военного городка с добротными казармами, плацем, камбузом, матросским клубом, библиотекой, шлюпочной базой, О своей работе он отчитывался перед посещавшим учебный отряд Н.С. Хрущевым, Л.И. Брежневым, В гости к курсантам приезжали Ю. Гагарин и другие космонавты, знаменитые артисты, а художественная самодеятельность учебки гремела на всю Архангельскую область. При активной поддержке адмирала проводились шлюпочные переходы по Северной Двине, вдоль побережья Белого моря. Что касается родоначальника учебного отряда и почетного гражданина Северодвинска С.Г. Горшкова, то память о нем помогает городу и поныне. Ремонт и модернизация на Севмаше ТАКР "Адмирал Горшков", а так же последующее техническое обеспечение этого корабля заводскими специалистами обеспечат на четверть века работой многих северодвинских корабелов. Однако Сергей Георгиевич, наверное, перевернулся в гробу, когда узнал, что авианосец, названный его, горшковским, именем, будет служить другой державе.

Легендарный Заир-Бек

Дольше всех (1966-1986 г.г.) командовал учебным отрядом капитан 1 ранга Алибек Заир-Бек. Говорили, что когда он выслужил уже все сроки и по закону должен быть уволен, С.Г. Горшков, знавший его по службе на Черноморском флоте, сказал: "Служи, Алибек, пока желание есть и здоровье позволяет..." И Заир-Бек служил до 62 лет. Этот флотский долгожитель, утверждает А.Федулов, был не только строгим и требовательным командиром, не терпящим расхлябанности, но и заботливым боевым товарищем, незаурядным созидателем. Вот только один пример. С развитием подводного флота росло и число курсантов. Складских же помещений не хватало. И тогда, по приказу Заир-Бека, толстую кирпичную стену, огораживающую городок с северной стороны, до трех с половиной метров и, используя ее как капитальную, построили так называемым "хозспособом" склады. Они и сегодня, правда, полупустые вполне годны для хранения имущества. Силами инструкторов неутомимый флотский служака модернизировал котельную, расширил автопарк и сделал его по всем показателям лучшим в гарнизоне. А взять чугунную ограду вокруг стадиона у у Северодвинского Дома офицеров. Теперь мало, кто из северодвинских корабелов знает, что ее установили по инициативе именно этого офицера. Стадион был закреплен за учебным отрядом и являлся спортивной ареной всех гарнизонных праздников. Но как курсанты не выравнивали по весне окружавший его деревянный забор, дощатые пролеты к осени опять кренились. С подачи Заир-Бека командир военно-морской базы вице-адмирал М. Проскунов и начальник политотдела контр-адмирал А. Марков договорились с директорами северодвинских оборонных заводов и руководством стройтреста о выделении для флотского стадиона чугунных пролетов, какими начали обносить городские стадионы "Север" и "Беломорец". По всему гарнизону прошли субботники по сбору металлолома, а вырученные от сдачи вторсырья деньги пошли на оплату чугунного литья. “Вот такие прозаичные и далекие, казалось бы, от боевых дел эпизоды из истории учебного отряда вспоминаются в День защитника Отечества”, -- сказал ветеран и продолжил свой рассказ о судьбе учебки.

Непотопляемая подводная лодка

Главным для Алибека, по словам военного педагога, всегда оставалось качество обучения будущих подводников. Все офицеры -преподаватели и инструктора проходили ежегодную стажировку на действующих атомоходах. Они выходили в море, участвовали в учениях, ракетных и торпедных стрельбах. Конечно, все это вылетало в копеечку, но зато на занятиях в учебных кабинетах и на тренажерах не чувствовалось недостатка в поучительных примерах по обслуживанию реакторов, корабельных ситстем, ракетных комплексов и другой техники. К середине 70-х годов учебный отряд подплава превратился в непотопляемую атомную подводную лодку, отсеки и боевые посты которой размещались по кабинетам и тренажерам. Одним из таких стал созданный при участии А. Федулова тренажер "Титан", Этот кабинет общекорабельных систем (ОКС) монтировали три года. Собирали из оборудования двух прибывших на модернизацию АПЛ. Проектировал тренажер кандидат технических наук доцент Феликс Станиславович Давидович, работавший на СПО "Арктика". Он так расчитал учебно-тренировочное оборудование и так начинил его электроникой, что "Титан" был способен иммитировать в ходе занятий и тренировок 58 аварийных ситуаций. Это позволяло приблизить обучение курсантов и экипажей строящихся и ремонтирующихся кораблей к условиям реального плавания под водой и несения ходовых вахт. И что самое ценное -- занятия на "Титане" давали курсантам практические навыки грамотных действий в аварийных ситуациях. Не случайно прошедшие на них обучение молодые подводники по приходу на подводный атомный крейсер без особых трудностей сдавали зачеты и допускались к самостоятельному несению вахт. Но настоящей гордостью преподавательского состава стал кабинет действующих механизмов (КДМ). В нем был установлен в разрезе атомный реактор, такие же, как на лодке, холодильные установки, испарители, стояли такие же, как и на кораблях, генераторы и насосы, компрессоры. И все это приводилось в движение, а на пультах управления высвечивались показания приборов. Курсантов здесь обучали такие опытные преподаватели, как капитан 2 ранга Е. Попов, инструктора мичманы В. Волков, В. Шеховцов. “В ходе строительства атомоходов, естественно, вносились изменения и усовершенствования в общекорабельные системы. -- вспоминал свою службу в учебке Федулов, -- И преподаватели учебного отряда И. Чекмасов, А. Коломытцев, В. Белякин, инструкторы учебных кабинетов мичманы А. Рагулин, Е. Холодилин старались не отставать от времени, неустанно модернизировали учебную базу”.

Заслон аварийности

За пять десятилетий в северодвинском учебном отряде было подготовлено около ста тысяч турбинистов, мотористов, спецтрюмных, электриков, операторов ракетных комплексов и других специалистов для экипажей АПЛ. В том, что на атомных подводных лодках не случалось серьезных аварий, убежедн А. Федулов, немалая заслуга преподавателей и инструкторов учебного отряда. А трагедия "Комсомольца" в 1989 году, по его мнению, -- следствие действий отнюдь не рядовых членов экипажа. Хоть о павших и не говорят плохо, но все команды и меры по обеспечению живучести корабля с момента начала пожара, убеждал меня собеседник, были запоздалыми. А эпогеем некомпетентности явился сброс надувных спасательных плотиков. Матрос, выпускник северодвинской учебки, действовал правильно, так, как его учили, но старший на борту приказал откреплять спасательные средства вопреки правилам. В результате спасательный плот свалился за борт верх дном. Понятно, что уцелевшим подводникам не за что было держаться и их волной смывало в море. В противовес этому примеру Федулов вспомнил, как формировали первый экипаж головной "Акулы". Командовал им капитан 1ранга А.В. Ольховиков, ставший позднее контр-адмиралом и Героем Советского Союза. Командиром БЧ-5 на нем был капитан 1 ранга В.В. Кисеев, ныне живущий в Северодвинске и работающий преподавателем в Северодвинском техническом колледже. Когда в середине 70-х годов была заложена первая "Акула", Главком ВМФ С.Г. Горшков сразу с торжеств на Севмаше приехал в учебный отряд. Осмотрев свое любимое детище, флотоводец приказал собрать преподавателей школы мичманов-техников и провел закрытое совещание. На нем он сказал, что экипаж заложенного тяжелого подводного крейсера будет укомплектован только офицерами и мичманами и задача преподавателей подготовить для него самых лучших специалистов. Выполнение этой задачи и стало последней страницей во флотской биографии Заир-Бека. Северодвинская "кузница кадров" подплава под его началом успешно с ней справиласть. На "Акулу", действительно, отбирались лучшие из лучших, и они не подвели. Многие из выпускников впоследствии вернулись в учебку уже инструкторами. Вернулись с боевыми наградами за освоение новой техники и успешное решение задач боевого патрулирвания. По выходу на пенсию Заир-Бек вернулся в Севастополь. В середине декабря прошлого года его похоронили со всеми положенными воинскими почестями в городе русской славы. В траурной поцессии участвовал и капитан 1 ранга Александр Пушкарев, бывший начальник отдела воспитательной работы БелВМБ, а ныне заместитель командующего Черноморского флота. Он хорошо знал легендарного флотского наставника по совместной службе в Северодвинске.

"Акулы" России не нужны?

Знакомый Федулову старпом недавно с помпой переданного флоту подводного атомного крейсера жаловался ему, мол, "не с кем служить" -- не хватает грамотных специалистов. А школа техников ВМФ, поставлявшая их, переведена в Санкт-Петербург, где нет такой учебной базы, как Северодвинске. Да и таких предприятий там нет. Но, видимо, нынешние флотоводцы смирились с политической волей околоправительственных кругов, в которых считают, что морская составляющая ядерных сил сдерживания России не очень-то и нужна. Вот и сокращают флот. А как будут укомплектовывать экипажи находящихся сегодня на стапелях суперподводных лодок класса "Борей" ( АПЛ "Юрий Долгорукий", "Северодвинск")? Ответа на этот вопрос у военного педагога нет. Есть только надежда, что благоразумный выход из трудной ситуации будет найден. Вот такая беседа с налетом настальгии, которая, к слову, всегда присуща ветеранам, состоялась накануне Дня защитника Отечества. Состоялась в Северодвинске -- городе корабелов и колыбели морской мощи России.

Семен Тюкачев, “Северный рабочий”, специально для “ПРАВДЫ.Ру”

Фоторепродукция Владимира Бербенца

Ссылки по теме: "Северный рабочий"

Обсудить