Последний из могикан: авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" вышел в море

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАРК) "Адмирал Кузнецов" после четырехлетнего перерыва вышел в море для участия в широкомасштабных учениях Северного флота. Рано утром в понедельник крейсер снялся с рейда в Североморске и ушел в район проведения учений, которые начнутся вечером того же дня.

В ходе учений авианосец проведет испытания ходовой части перед полноценным возвращением после ремонта в боевой состав флота, которое запланировано на этот год. При этом отработка маневров "взлет-посадка" на борт корабля для палубной авиации не запланирована.

Адмирал Кузнецов" находится не в лучшей форме. Спущенный на воду в 1989 году, корабль уже давно нуждается в капремонте. В настоящее время он базируется прямо на судоремонтном заводе "Севморпуть". Осенью 2003 году корабль попытались отправить на четырехдневные ходовые испытания, но он тут же начал тонуть.

Напомним, Министерство обороны Российской Федерации разработало план развития Военно-морского флота на период до 2040-2050 годов. Основными тезисами этого плана стали отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение в строительстве новых кораблей, которое будет отдано кораблям небольшого класса, действующим в пределах 500-километровой зоны территориальных вод страны.

"Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения", — заявил главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. По словам Куроедова, "у России будут собственные фрегаты и корветы, аналогов, которым нет в мире". Главком считает, что "авианосец — это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато". Однако, по его словам, единственный российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" останется в строю. Продавать, или списывать его никто не собирается. "Мы даже не думаем об этом", — заверил Куроедов.

Как объяснил в интервью "Газете" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, флот будет вынужден избавиться от этого корабля. "Если он так нужен флоту — пусть флот его отремонтирует и ходит в походы. Единственный смысл существования "Кузнецова" - сохранение основного национального достояния в этой области, то есть палубных летчиков. Но содержать "Кузнецова" ради летчиков — это непозволительная роскошь", — сказал Пухов.

По данным руководителя Центра, в России осталось всего 12 летчиков палубной авиации, и обучать новых было бы выгоднее за границей — на украинском аэродроме в Саках или на проданном недавно Индии авианосце "Адмирал Горшков". По мнению Пухова, если продать "Кузнецова", наладить обучение можно в ближайшие годы, так как "Горшков" требует четырехлетнего ремонта. По мнению эксперта, в ближайшие 15 лет о российских авианосцах стоит забыть. Гораздо выгоднее строить фрегаты и корветы, стоимостью соответственно 100 и 500 миллионов долларов.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить