Что скрывается за футбольным матчем на Северном полюсе?

Американская атомная подводная лодка USS "Hampton" SSN 767 и ее британская одноклассница HMS "Tireless" S88 в первой половине дня 19 апреля всплыли на Северном полюсе в прямой видимости друг друга. Источники в Королевских ВМС указывают, что расстояние между бортами составляло примерно восемь кабельтовых. Часть экипажей, свободная от вахты, высыпала на лед, поеживаясь на 22-градусном морозце. Моряки хотели было размяться игрой в снежки — своего рода попытать счастья во взятии "снежного городка" - но от затеи пришлось отказаться. Полюс все-таки.

Хороших снежков на морозе не налепишь. Это не на съемках "Оставляющей вдов". Зато футбол на льду получился в точном соответствии с художественными представлениями американской кинорежиссуры. Правда, американцам пришлось, что называется, попотеть. Известно, что экипаж британского "Tireless" вполне соответствует имени своего корабля — "Неутомимый". Британцы традиционно сильно играют в футбол. Всего двумя месяцами раньше во время визита на базу Брест они всухую со счетом 8:0 разгромили команду французской ПЛА. Так что и тут, на макушке мира, бритты принялись методично костылять янки. Те, кто не играл, оживленно болели за свои команды. Когда еще выпадет минутка подышать настоящим свежим воздухом на просторе после тесноты отсеков. Среди флотских униформ на льду выделялась необычная группа людей. Штатских и немного неуклюжих. Футбол их не занимал. Они переговаривались меж собой, куда-то звонили по спутниковым телефонам.

За четыре дня до этого события директор российской ФСБ Николай Патрушев посещал эти же места. 15 апреля он проверял условия несения службы в Арктическом региональном пограничном управлении. И, как сообщает РИА "Новости", в ходе облета арктических участков границы России директор ФСБ высадился на Северном полюсе. Николай Патрушев встретился с личным составом застав на Земле Франца-Иосифа и Северной Земле. Выступая перед пограничниками, он подчеркнул, что необходимость функционирования пограничной группировки на Российском Севере продиктована существенным военно-стратегическим значением Арктического региона и его ролью в защите национальных интересов России. По словам директора ФСБ, которые приводит РИА "Новости", здесь активизируется противоправная деятельность иностранных государств, а также сохраняется возможность возникновения конфликтных ситуаций в традиционных районах промысла биоресурсов. Конечно же, ФСБ знала о предстоящем всплытии "Хэмптона" и "Тайрлесса". И эту высадку на полюсе острословы окрестили "судейской инспекцией футбольного поля перед матчем". Впрочем, знала ФСБ и о настоящих целях совместного маневрирования двух субмарин в высоких широтах. Официально было заявлено, что подводные лодки здесь будут совершенствовать выучку экипажей при действиях подо льдами. К слову сказать, ни одна субмарина флота Ее Величества вот уже восемь лет на заглядывала в эти отдаленные уголки. Поэтому понятно стремление английских экипажей перенять богатый опыт у своих американских коллег, которые в Арктике "пасутся" постоянно. Наличие на борту сугубо штатских лиц тоже объяснялось вполне миролюбиво. Вот что сообщило агентство "Reuters": "Подводные лодки занимались не только военными упражнениями — на их борту находятся научные группы, которые занимаются исследованием признаков глобального потепления". В более пространных сообщениях ряда других мировых агентств удалось получить некоторые подробности. Исследователей, в первую очередь, интересовали толщина ледяного панциря, его физико-химические свойства, температурный и химический состав воды в районах, приближенных к полюсу.

Иными словами, обе лодки собирали разведывательную информацию о физическом состоянии среды в тех местах, где наиболее возможна дислокация на боевом дежурстве российских стратегических ракетоносцев. Для чего это делается? Имея подробные данные о физических свойствах среды, можно точнее определить местонахождение затаившихся российских РПКСН. А научившись вычислять, можно гораздо эффективнее строить противоракетную оборону. На Западе существует программа, согласно которой каждый российский ракетоносец должен постоянно находиться под прицелом американских или английских субмарин-истребителей. А поскольку каждый РПКСН находится под охраной хотя бы одной российской многоцелевой лодки, то со стороны НАТО на охоту должны выходить как минимум две лодки. Но будет ли удачным такой рейд? Наши моряки и ученые поставили эксперимент. Они пытались обнаруживать в заранее определенных координатах подо льдами Арктики различные подводные лодки. Результаты оказались ошеломительными. Проект 667БДР можно было обнаружить при идеальном состоянии окружающей среды лишь на дистанции менее пяти миль. Проекты 667БДРМ и 671РТМК обнаруживались на дистанции от двух с половиной миль. Проект 971 не обнаруживался вовсе. Если же состояние среды чуть-чуть менялось, то "невидимками" становились проекты 667БДРМ и 671РТМК. А такое переменчивое состояние среды наблюдается в Арктике большее время года. И получалось, что самые массовые совершенные американские лодки типа улучшенный "Лос-Анд-желес" - к нему относится и уже знакомая нам субмарина USS "Hampton" SSN767 — не смогут находить наших "стратегов". А ведь можно еще искусственным путем изменять физические свойства среды. Таким образом, один из компонентов системы ПРО — уничтожение российских платформ стратегических ракет морского базирования — оказывался недее-способным. Для приемлемых результатов, как подсчитали математики, на поиск российских лодок в Арктику надо выводить столько "охотников", сколько в мире вообще не наберется.

А тут еще потепление началось. Свойства воды, льда, воздуха меняются. Вот и пришло время вносить коррективы в компьютерные программы, применяемые для поиска. Чтобы исследования прошли наиболее плодотворно, было создано специальное оборудование. И английский "Тайрлесс" перед походом на Север даже участвовал в серии испытаний новинки. HMS "Tireless" S88 относится к классу "Trafalgar". Класс "Трафальгар" специально проектировался для противостояния советским подлодкам в Средиземном море и Северной Атлантике. Заказ на первую подлодку поступил в 1977 году в компанию "Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd", на судоверфях которой создан весь современный подводный флот Великобритании. Всего же было построено шесть кораблей данного класса. Последняя лодка — "Triumph" - была спущена в 1990 году. "Тайрлесс" знаком российским морякам. Пару лет назад на его борту побывала наша делегация. А ее глава вице-адмирал Владимир Доброскоченко даже рассматривал шотландские пейзажи через перископ. А еще "Тайрлесс" прославился на весь мир. 19 мая 2000 года в Гибралтарском проливе произошел инцидент, в ходе которого случился сброс радиоактивной воды в Средиземное море из-за дефекта системы охлаждения реактора. После расследования было установлено, что авария произошла из-за конструктивных недостатков атомного реактора. Такие дефекты были обнаружены на всех лодках типа "Trafalgar" и "Swiftsure" и получили название "ошибки "Tireless". В октябре 2000 года пришлось даже экстренно отзывать на ремонт все многоцелевые атомные подлодки. Английским инженерам удалось справиться с задачей, и "Трафальгары" хоть и подустарели, но продолжают нести службу. А экипажи некоторых даже умудряются играть в футбол на полюсе.

С каким счетом закончился этот матч, знает "главный арбитр" Николай Патрушев. Но он пока молчит. Знают представители команд. Но и они не спешат обнародовать "турнирную таблицу". Знают о результате и российские подводники, которые "вели прямой репортаж" с места события. Но спутники связи обычно передают информацию только избранному кругу получателей. Хочется верить, что победу одержали все же русские.

Максим Степанов, "Корабельная сторона"

Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить