Праздник армии со слезами на глазах

7 мая 2004 года исполняется 12 лет со дня выхода Указа Президента России "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" Создание ВС началось весной 1992 года путем принятия под юрисдикцию России и вывода на национальную территорию воинских формирований, дислоцировавшихся в бывших республиках СССР и дальнем зарубежье. В период 1992-1994 гг. на территорию РФ была передислоцирована группировка численностью более 300 тыс. человек в составе 29 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 51 ракетной, артиллерийской, зенитно-ракетной бригады, 66 авиационных и вертолетных полков.

Кроме того, было вывезено более 45 тыс. единиц различной техники, 3,5 млн. тонн материально- технических средств и стратегических запасов. По масштабам, объемам и срокам проведения передислокация не имеет аналогов в мировой практике. С 1992 года по настоящее время штатная численность ВС России сократилась с 2 млн. 800 тыс. до 1 млн. 130 тыс. военнослужащих.

12 лет реформ

В мае 1992 года стала разрабатываться Концепция создания Вооруженных Сил, которая предусматривала строительство армии в три этапа. На первом этапе (1992 г.) основными задачами являлись инвентаризация вооружения и техники и разработка правовой базы строительства и функционирования Вооруженных Сил РФ. На втором этапе (до 1995 г.) — создание Мобильных сил, группировок, отвечающих требованиям момента, переход к смешанной системе комплектования Вооруженных Сил. На третьем этапе (после 1995 г.) — проведение радикальных преобразований структуры Вооруженных Сил, изменения военно-административного деления территории России. Общую численность Вооруженных Сил планировалось довести до 1,5 млн. человек.

Следует отметить, что реформирование армии происходило без военной доктрины, основные положения которой появились только в декабре 1993 года (но не сама полноценная доктрина). Т.е. строительство Вооруженных Сил на первоначальном этапе осуществлялось без учета продуманной стратегической линии, учитывающей особенность международного положения России и геополитических реалий. Она не была адаптирована к рыночным условиям российской экономики. Более того, реформа была ориентирована на благоприятную экономическую ситуацию в стране, на правовую основу, стабильный военный бюджет. Однако ничего этого в стране не было.

Правительство не считало для себя приоритетной деятельность по реформированию Вооруженных Сил, предоставив возможность армии реформировать саму себя. И.о. премьера правительства Е.Гайдар констатировал: "Объективный анализ складывающейся в мире обстановки свидетельствует о том, что Россия в настоящее время не сталкивается с непосредственной военной угрозой. Отсутствует и угроза внезапного нападения". (Красная Звезда, 9 октября 1992 г.).

Общеизвестно, что армия, которую собственные политики убеждают в отсутствии вероятных противников, неминуемо начинает загнивать и разлагаться. Она теряет смысл своего существования. Высокие слова о долге, о России при чрезвычайно нестабильном финансировании усваиваются плохо. Еще хуже они усваиваются, когда военный человек видит несправедливое устройство государства, которое он призван защищать.

В октябре 1992 года президент утвердил Концепцию реформы и План строительства Вооруженных Сил на период до 2000 года, который с треском провалился. В данной концепции не шла речь о соответствующем финансировании, о правовой базе и главное — о роли государства. За реформы в течение 1992-1993 гг. выдавались создание Министерства обороны и Генерального штаба, вынужденный вывод войск из-за рубежа, сокращение армии, создание новых группировок, т.е. объективно вынужденные шаги в военной сфере. Это позволило генерал-полковнику Б.Громову констатировать: "То, что сейчас выдается за военную реформу, на самом деле является масштабным организационно-штатным мероприятием".

Президент вспоминал об армии только тогда, когда требовалась ее поддержка в борьбе за власть и в дни военных праздников. В таких моментах Б.Н.Ельцин проявил себя последовательным исполнителем знаменитого ленинского изречения: "Всякая власть лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться". Жизнь армии все больше подчинялась интересам политической власти.

В конце 1992 года была предпринята попытка перехода на смешанный способ комплектования армии (по призыву и по контракту), но он не был подкреплен финансово. Долго и безуспешно решался вопрос создания Мобильных сил — любимого детища П.С.Грачева. О неудовлетворительном ходе реформ уже в конце 1992 г. отмечало высшее руководство страны. Так, Б.Н.Ельцин на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ 25 ноября 1992 г. выразил неудовлетворение ходом военных реформ, заявив, что при всех объективных трудностях ее проведение недопустимо затягивается. (Красная Звезда, 23 февраля 1993 г.).

В постановлении Съезда народных депутатов от 7 декабря 1992 г. "О положении в Вооруженных Силах и военной политике Российской Федерации" отмечалось: "Состояние Вооруженных Сил остается тяжелым. Реформа Вооруженных Сил проводится медленно. Министерство обороны РФ не проявляет достаточной настойчивости в обеспечении боеготовности войск, социальной защиты военнослужащих и укреплении воинской дисциплины". (Красная Звезда, 15 декабря 1992 г.).

Прозрение Президента РФ наступило после начала чеченской кампании, в которой армия терпела сокрушительное поражение. В феврале 1995 г. Б.Ельцин заявил, что намерен кардинально заняться военной реформой. Но армия не дождалась президентского обещания. В своих президентских посланиях Б.Ельцин определял приоритетные задачи армии, но реальных шагов по реформированию сделано не было. Перед президентскими выборами 1996 г. Б.Ельцин издал популистский указ о переходе армии с 2000 года на профессиональную основу.

О систематическом недофинансировании армии с 1994 г. начал говорить П.Грачев. А Минфин, в свою очередь, доказательно заявлял о нецеленаправленном расходовании денежных средств Министерством обороны. В стране не было создано действенного демократического контроля над армией, который предполагал бы не только права политических субъектов, но и их ответственность за состояние армии, отсутствовала централизация управления военной реформы, продуманная военно-техническая политика. В ходе реформирования армии неоднократно возникали серьезные проблемы с продовольственным обеспечением, а в некоторых частях солдаты действительно голодали (все СМИ сообщили о вопиющих событиях на острове Русском).

В 1994 г. был завершен вывод войск из Германии в соответствии с откорректированными сроками. В документах Министерства обороны указывалось, что вывод осуществляется "для создания новых группировок с учетом новых реалий". В соответствии с этими реалиями многие части были выведены в чистое поле. Министр обороны П.Грачев, обещавший не выводить войска в необжитые места, своего слова не сдержал (скорее всего, под нажимом Администрации Президента и МИДа).

В августе 1995 г. Президент РФ одобрил очередную программу военного строительства в России, которая вступала в силу с 1996 г. Лишь только в феврале 1996 г. в своем ежегодном послании Президент признал, что Вооруженным Силам не достает внимания со стороны государственной власти и что строительство Вооруженных Сил — общегосударственная задача. Т.е. все эти почти четыре года армия реформировала сама себя под стыдливым и трусливым взором государственной власти с интересом наблюдающей со стороны, что у нее из этого получится. В своей книге "Генштаб без тайн" В.Баранец приводит убийственную по своей простоте и истинности фразу: "у нас военная реформа похожа на привидение: все о ней говорят, но никто ее не видел". Незадолго до своей отставки П.Грачев признал, что военная реформа находится в тупике.

Летом 1996 г. Министром обороны стал И.Родионов. Намерения у него были благие: реформировать всю оборонительную систему государства при гарантированном финансировании. Акцент делался на социальный аспект: сокращение количественного состава армии при гарантированной социальной защите военнослужащих. Многие военные политики (Ю.Батурин, А.Арбатов, Е.Гайдар и др.) настаивали на учете при военном реформировании таких факторов, как потепление международного климата и значительное снижение военных угроз. Западные специалисты признавали реальность плана реформирования нового Министра обороны, называя его прагматичным и продуманным. И.Родионов первым начал говорить об отсутствии политической воли у руководства государства по вопросам военной реформы.

В противовес родионовскому реформированию разрабатывался проект Ю.Батуриным, который отличался рядом принципиальных моментов. В конфликт между ними, который дошел до общественности, пришлось вмешаться Президенту. Слишком высокая самостоятельность и откровенность нового Министра обороны стали причиной его скорой отставки. Фразу, высказанную им перед ветеранами Вооруженных Сил 22 февраля 1997 г. "я министр разваливающейся армии и умирающего флота", кремлевская власть ему не простила. 41-ый министр обороны за всю историю России прокомандовал рекордно короткое время — 10 месяцев.

Реформы за предыдущий период затронули в основном количественный состав Вооруженных Сил: в мае 1992 г. по разным данным армия насчитывала 2,5 — 2,8 млн. человек, а в июле 1996 г. — 1,7 млн. чел. По некоторым данным за первые пять лет существования новой Российской армии уровень обученности российских военнослужащих снизился в 1,6 раза, а их материальное благосостояние — втрое. (Военные знания. 1998. N 8. С.23.).

За военными реформами в Вооруженных Силах РФ внимательно и с обеспокоенностью следили в западных странах. Так, в конце 1997 г. на заседании Североатлантической ассамблеи обсуждался доклад "Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации". Парламентарии стран НАТО охарактеризовали наши Вооруженные Силы в качестве "раздавленного монстра". Офицеры НАТО, инспектирующие ВС РФ в соответствии с Договором по обычным Вооруженным силам в Европе, оценивали состояние Российской армии как катастрофическое. Они были шокированы жалким положением солдат и офицеров. Условия жизни и быта российских военнослужащих и членов их семей характеризовались при этом как ужасные. У них сложилось мнение, что ВС РФ деморализованы. В числе причин поражений в Чечне признавались просчеты в руководстве, недостаточная боеготовность, низкий уровень боевой подготовки, неудовлетворительное качество снаряжения и вооружения, нехватка материальных средств, включая продукты питания, слабая организация тылового обеспечения. В резюме доклада отмечалось, что российское общество находится на уровне нравственной деградации. Осознание необходимости обороны страны в общественной среде фактически разрушено. Защита Родины потеряла свое значение, а военная служба не является больше престижной и обязательной. Представители законодательных органов власти стран НАТО подчеркнули, что глубоко сочувствуют россиянам в том, что их армия, которая должна являться гордостью народа, находится в таком отчаянном положении. (Армейский сборник. 1998. N 3. С.13-16).

Следующим Министром обороны стал И.Сергеев. Его детищем стал Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации", подписанный в середине июля 1997 г. При И.Сергееве проведены следующие масштабные мероприятия: сокращение численности военных округов (Сибирский объединен с Забайкальским); упразднен Главкомат Сухопутных войск, вместо которого создано Главное управление; объединены Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы и войска Ракетно-космической обороны; объединены Войска ПВО и ВВС в единый вид Вооруженных Сил. И.Сергеева отличала самая важная для существующей политической власти черта: беспрекословное подчинение воле Верховного Главнокомандующего и готовность выполнить любую команду, пусть даже во вред Вооруженным Силам. Например, в период систематической задержки финансового довольствия военнослужащим Министр обороны сделал заявление, удивившее всю армию: угольщикам деньги нужнее, армия уступает им место в получении денежных средств (шахтеры в это время перекрывали железные и автомобильные дороги, поэтому для власти важнее было решить их проблему). И.Сергеев не так часто просил (в отличие от И.Родионова, который требовал) денег от правительства, призывал военное руководство правильно понимать сложившуюся ситуацию и не требовать денежных средств.

Став первым в новейшей российской истории маршалом Российской Федерации, И.Сергеев так реформировал группировку войск в Северо-Западном регионе — единственном регионе, где имеются общие границы со странами НАТО, что она перестала представлять угрозу для них. (Вестник военной информации. 1999. N 5. С.4) 10 февраля 1999 года Б.Ельцин встретился с руководителями силовых ведомств и выразил удовлетворение работой руководства силовых структур, и в первую очередь, Министерством обороны. (Красная Звезда, 11 февраля 1999 г.). А армия продолжала разваливаться. Б.Громов в очередной раз констатировал: "Сегодня мы расплачиваемся за проваленную военную реформу". (Известия. 27 августа 1999 г.).

28 марта 2001 года новым 43-им Министром обороны России назначен Сергей Иванов. При заступлении на этот пост он отметил: "В последние десятилетия в силу финансовых и других трудностей не уделялось должного внимания строительству Вооруженных Сил, а также социальному обеспечению военнослужащих". (Красная Звезда, 30 мая 2001 г.) 11 августа 2000 г. на Совете Безопасности РФ разработан очередной План строительства и развития Вооруженных Сил России на 2001-2005 гг. Основной целью военной реформы было названо создание частей постоянной боевой готовности, которые могут быть переброшены в любой регион для борьбы с внешними угрозами. "В начале реформ была определена программа комплектования войск контрактниками, — заявил Иванов. — Теперь у нас есть первая воздушно-десантная дивизия, целиком укомплектованная контрактниками". Вторым по степени важности направлением военной реформы Иванов назвал перевооружение армии. "Наша новая программа отличается от той, которая была в Советском Союзе, когда заказывалось все и помногу", — подчеркнул глава Минобороны РФ.

Иванов реформировал армию за три года. В октябре прошлого года министр обороны РФ объявил, что основная часть "коренной перестройки в рамках военной реформы завершена". Далее он сообщил, что достигнутые позитивные результаты дают возможность перейти от решения задач выживания Вооруженных сил к полноценному военному строительству.

Отдел политики

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить