«Бесшумному охотнику» глубин исполнилось 20 лет

Появление этой субмарины заставило американцев раскошелиться на помощь России... Как только не называют эту АПЛ — "убийца авианосцев", "глубинный бандит", "бесшумный охотник". Остановимся на последнем варианте — все-таки менее пугающе. Итак, 16 июня 1984 года на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре спущена на воду головная многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 К-284 (спроектирована в СПМБМ "Малахит"). Всего построено 15 единиц таких лодок. В 1996 г. участники работ по созданию корабля были отмечены Государственной премией РФ.

Разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр "Щука-Б", велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. "Щука-Б" стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития корабле строения на Дальнем Востоке. По НАТОвской классификации новые АПЛ получили обозначение Аkula (что вносило определенную путаницу, так как на букву "А" начиналось и название другой советской лодки — Аlfa (проект 705). Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения — 671РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. В процессе серийного строительства шло непрерывное совершенствование конструкции корабля, была провидена ее акустическая отработка.

10 октября 1990 г. вышел приказ главнокомандующего ВМФ В.Н. Чернавина о присвоении лодке К-317 названия "Пантера". В дальнейшем имена получили и другие атомоходы данного проекта. Первая "северодвинская" лодка — К-480 — получила имя "Барс", вскоре ставшее нарицательным для всех атомоходов проекта 971, Первым командиром "Барса" стал капитан 2 ранга С.В. Ефременко. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана "Барс" переименована в "Ак-Барс". Несколько лет назад была в северодвинске спущена и АПЛ "Гепард". В 1996 году в строй вступила крейсерская АПЛ (КАПЛ) "Вепрь", построенная в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, она имела новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Аkula-2. За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицера), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа "Лос-Анджелес" (141 человек).

По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ 4-го поколения SSN-21 "Сивульф". По скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению эти корабли также приблизительно равноценны. В частности, в декабре 1995 — феврале 1996 гг. АПЛ "Волк" (на борту находился штатный экипаж АПЛ "Пантера" во главе с капитаном 1 ранга С. Справцевым, старший на борту — заместитель командира дивизии капитан 1 ранга В. Королев), находясь на боевой службе в Средиземном море, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". При этом было выполнено длительное слежение за несколькими НАТОвскими субмаринами, в том числе и за американской АПЛ типа "Лос-Анджелес". По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 узлов шумность лодок типа Improved Аkula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los-Angelos. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда: американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения. Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности: потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения, установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ, оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса. Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными лодками к середине 90-х годов резко замедлились, что сняло для США остроту проблемы, хотя усилия "экологов" (многие из которых, как известно, тесно связаны с НАТОвскими спецслужбами), направленные против российского флота, не прекратились и по сей день.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы. По уровню скрытности этот отечественный атомоход впервые в нашей истории превзошел лучший американский аналог 3-го поколения — многоцелевую АПЛ "Los Angelеs", а после модернизации сравнялся с лучшим американским охотником 4-го поколения "Seavolf". Были и скандалы, связанные с именем "подводного тихохода".

Как пишет северодвинская газета "Корабельная сторона", один из таких скандалов возник на ровном месте. Весной 1995 года у восточного побережья США американцами был зафиксирован контакт с российской лодкой, которую компьютеры классифицировали как АПЛ "Akula-2". Однако контакт был очень непродолжительным и, несмотря на все усилия американских ВМС, возобновить его больше не удалось. По словам адмирала Джереми Бурда, в то время начальника оперативного отдела ВМС США, американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ "Improved "Akula" на скоростях менее 6-9 узлов. Еще раньше военно-морской аналитик Полмар заявлял: "Появление подводных лодок типа "Akula", а также других русских АПЛ 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось". Спустя несколько лет, в 1994 году, стало известно, что этот разрыв устранен полностью. Появление после окончания "холодной войны" новых русских сверхскрытных атомоходов не могло не вызвать серьезной озабоченности в США. В 1991 году этот вопрос даже был поднят в конгрессе. Предполагалось потребовать от России обнародовать свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения, ввести ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ. Но главная фишка заключалась в другом. Предполагалось оказать России помощь в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции. Главным получателем таких конверсионных денег должно было стать и северодвинское Севмашпредприятие. Отчасти некоторые пункты этой американской программы оказались выполнены. Российские верфи действительно получили западные заказы на "мирную" продукцию. Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными лодками к середине 90-х годов резко замедлились совсем по другим причинам. Развившийся экономический кризис больнее всего сказался на производственных программах ОПК.

Что же так напугало западных аналитиков в проекте 971? В конструкции проекта были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре — главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры, которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта. Подводная лодка 971-го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Вот некоторые тактико-технические характеристики корабля, приводимые в открытых источниках: длина 110,3 м, ширина 13,6 м, осадка 9,7 м. Водоизмещение полное 12770 тонн. Глубины погружения: предельная 600 м, рабочая 520 м. Полная скорость подводного хода 33 узла. Автономность 100 суток. Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу — 50000 л. с. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Гидроакустический комплекс МГК-540 "Скат-3" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Лодки снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения субмарин и надводных кораблей противника по кильватерному следу: аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки. На корабле установлен навигационный комплекс "Симфония-У", а также комплекс радиосвязи "Молния-МЦ" с системой космической связи "Цунами" и буксируемой антенной. Торпедно-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре — 650 мм ТА. Суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 — калибра 533 мм. Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами ("Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранат" осуществляется специальным аппаратным комплексом.

Проект 971 стал первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально не в Северодвинске или Ленинграде, а в Комсомольске-на-Амуре. По натовской классификации новые АПЛ и получили обозначение "Akula", что вносило определенную путаницу, так как в Советском Союзе "Акулами" называли совсем другие лодки, проекта 941. После первых "Акул" появились корабли, названные на Западе "Improved "Akula" ("улучшенная "Акула"). К их числу отнесены лодки северодвинской постройки, а также самые последние дальневосточные корабли. В 1996 году вступила в строй крейсерская АПЛ "Вепрь", построенная в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, она имела новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированной лодки имеет вставку длиной 4 метра. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ 4-го поколения SSN-21 "Seavolf". По скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению эти корабли также приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованную АПЛ 971-го проекта можно рассматривать как подводную лодку, близкую к уровню 4-го поколения. В то же время некоторые аналитики находят такие оценки завышенными. Высокая скрытность и боевая устойчивость дают лодкам проекта 971 возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами. В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971-го проекта способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по российской территории.

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *