В центре общественных связей ФСБ РФ сообщили, что на местах падения самолетов Ту-134 и Ту-154 признаков теракта не обнаружено, в связи с чем сделан предварительный вывод: пока не найдено ничего такого, что могло бы подтвердить версию теракта. Однако, несмотря на это, стоит подчеркнуть, что следователи рассматривают несколько версий произошедшего. В настоящее время на месте катастрофы работает следственная группа, в ее составе — взрывотехники ФСБ, которые пытаются установить, находилась ли на борту самолета взрывчатка.
Ответ на вопрос, что происходило на борту самолета, могут дать бортовые самописцы. Следственные бригады продолжают их расшифровку. На сегодня "все еще нет четких представлений, что произошло, поскольку процедуру чтения самописцев будут проводить не один раз", сообщил журналистам министр транспорта РФ, глава государственной комиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин. Как сообщает ИТАР-ТАСС, по его словам, "не все самописцы находятся в хорошем состоянии, которое позволило бы их прочитать". Поэтому, сказал Левитин, необходимо "привести ленты в надлежащий порядок, чтобы прочитать все данные".
Напомним, 24 августа 2004 г. в 22 часа 53 минуты мск при выполнении пассажирского рейса по маршруту Домодедово — Сочи с самолетом Ту-154 авиакомпании "Сибирь" в районе г. Ростова потеряна радиосвязь и исчезла отметка с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. На борту находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа. Об этом говорится в сообщении Межгосударственного авиационного комитета.
В 22 часа 54 минуты мск при выполнении пассажирского рейса по маршруту Домодедово — Волгоград с самолетом Ту-134 авиакомпании "Волга-авиаэкспресс" в Московской воздушной зоне потеряна радиосвязь и исчезла отметка с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. Самолет следовал в наборе высоты с эшелона 8100 м до 9100 м. На борту находились 35 пассажира и 8 членов экипажа. Ранее сообщалось, что первым прервал связь с землей ТУ-134, а через 1-3 минуты исчез с радаров ТУ-154. К настоящему моменту обнаружены тела всех пассажиров и членов экипажа самолета ТУ-134, разбившегося в Тульской области. Продолжаются поиски 11 тел пассажиров ТУ-154.
Одновременные катастрофы двух авиалайнеров в Тульской и Ростовской областях могут быть двойным терактом . Такое мнение высказал в интервью радиостанции "Эхо Москвы" бывший руководитель УФСБ по Москве и Московской области Евгений Савостьянов. Он сказал, что, речь может идти о "синхронизированном теракте, проведенном хорошо подготовленной группой террористов, возможно, с участием камикадзе". Савостьянов сделал такие выводы на основании того, что с Ту-154 поступал сигнал о захвате, а на Ту-134, по некоторым данным, произошел взрыв. Савостьянов подчеркнул, что пронести на борт самолета взрывчатку сложно, но в принципе такая возможность существует. "В таких случаях всегда можно предположить, что кто-то недовыполнил свои обязанности. Скорее всего, кто-то должен был участвовать в сговоре по допуску соответствующего груза на борт самолета", — сказал бывший руководитель УФСБ.
Точно такое же мнение высказал представитель одного из российских авиационных ведомств, который отметил в интервью "Интерфаксу", что тот факт, что оба самолета вылетели из одного аэропорта, а также то, что оба они практически одновременно исчезли с экранов радаров, свидетельствует в пользу версии о теракте.
Газета "Время новостей" указывает, что если произошедшее признают терактом, то Россию может ждать резкое обострение ситуации в Чечне и значительное изменение внешней политики. "Если окажется, что оба самолета взорвали чеченские террористы, неизбежно последует резкая реакция — по действиям федеральных властей в Чечне, по очередному усилению мер безопасности вообще по всей стране, по санкциям властей России к властям стран, так или иначе помогающих или просто общающимся с представителями чеченских сепаратистов и т.д." - полагает газета.
"Коммерсант" указывает, что "перед выборами президента Чечни власти просто не хотят признать очевидный факт: теракты подобного масштаба в России могут организовать только чеченские боевики". Кроме того, с отрицанием версии теракта в ФСБ явно поторопились. "По мнению специалистов, чтобы в груде обломков самолетов отыскать место возможного взрыва, необходимо длительное время и соответствующие экспертизы. А ЦОС ФСБ стал отрицать версию о терактах еще до того, как были собраны все обломки лайнеров. "Наши ребята еще к работе не преступили, когда услышали по радио, что они уже не нашли следов теракта", — заявил газете один из взрывотехников, работавших в Ростовской области.
"Коммерсант", увязывая катастрофу с предстоящими выборами в Чечне, цитирует анонимного "сотрудника ФСБ, принимающего участие в расследовании. "Подожди, закончится неделя, и все встанет на свои места. А пока пусть будет "хулиганство", катастрофы, вызванные, например, отказом техники или некачественным горючим. Это просто игра в слова. Момент сейчас такой".
Наиболее радикальна газета "Русский курьер", которая со ссылкой на собственный источник в спецслужбе сообщает, что на самом деле главной версией является именно теракт, совершенный "глубоко законспирированной" ячейкой террористов, но ФСБ обнародовать его не спешит. Газета также отмечает, что если взрывчатку заложить с умом, то для подрыва самолета может быть достаточно 50-100 грамм, так что отсутствие ее следов на месте катастрофы ничего не доказывает.
Две других версии прошедшего — технические неполадки и ошибка пилотирования. В пользу "технической" версии говорит то, что оба лайнера в аэропорту "Домодедово" обслуживались и заправлялись топливом, скорее всего, одной и той же командой техников в одно и то же время. При этом, возможно, была совершена одна и та же ошибка — не закрыт какой-либо вентиль, не затянута гайка, или в бак автоцистерны попало какое-либо опасное вещество. Против нее то, что при этом с точностью до минуты должно было "совпасть" время возникновения неполадок. Самолеты находились в воздухе разное количество мнения, а "сломались" одновременно.
"Человеческий фактор" исключать нельзя, однако обе авиакомпании указывали, что самолеты пилотировали очень опытные летчики. Эту версию легче всего подтвердить или опровергнуть показаниями "черного ящика", ведущего запись переговоров на борту.
Против невероятных временных "совпадений" выступают не только авиационные эксперты, но и математики. Какова вероятность того, что два самолета разобьются примерно одновременно по естественным причинам? Допустим, с интервалом в три минуты. Год состоит из 364 дней или из 8736 часов, или 174720 трехминуток. Количество катастроф, происходящих в российской гражданской авиации за год, варьируется в пределах примерно от 3 до 9, и в среднем можно взять цифру 6. Это значит, что вероятность того, что некая авиационная катастрофа произойдет в данные три минуты составляет 6:174720, или примерно одна тридцатитысячная. Ну, а для того, чтобы две катастрофы произошли в одну и ту же трехминутку, надо, по правилам математики, умножить вероятности наступления двух этих событий друг на друга. В итоге получается 1:847974400, или примерно одна восьмисотмиллионная. Если интенсивность полетов российской гражданской авиации сохранится, то такое событие будет происходить примерно раз в 5 тысяч лет, отмечает "Русский курьер". Если же уменьшить интервал между катастрофами до одной минуты, то они будут происходит один раз в 15 тысяч лет.
Последняя информация
В четверг специалисты Межгосударственного авиационного комитета приступили к расшифровке "черных ящиков" с Ту-134. После расшифровки, как ожидается, будет объявлена основная версия гибели двух пассажирских самолетов, вылетевших вечером во вторник из "Домодедово" и одновременно упавших в Тульской и Ростовской областях. По последним данным, специалисты столкнулись с проблемами при расшифровке бортовых самописцев разбившихся Ту-134 и Ту-154: пленка в устройствах оказалась поврежденной. По словам полпреда президента в Южном округе Владимира Яковлева, " они вышли из строя еще до падения лайнеров ". Полпред высказал мнение, что основной версией двух авиакатастроф "все же остаются теракты".
Отдел политики