В Северодвинске починят «президентскую яхту»

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота "Карелия" пришел в Северодвинск (Архангельская область) для планового ремонта на верфи "Звездочка". "Президентской" эту знаменитую подлодку называют вот почему: на борту "Карелии" в апреле 2000 года был "крещен" в подводники президент России, он же верховный главнокомандующий Владимир Путин. Тогда "Карелия" с президентом на борту вышла в море, погрузилась на рабочую глубину, выполнила цикл учебных задач.

Как раз после выхода в море на борту "Карелии" Владимир Путин и назвал АПЛ проекта 667БДРМ (по классификации НАТО "Дельта-4") основой морской ядерной составляющей оборонного щита страны. А военные моряки прозвали атомоход "президентской яхтой". Всего с 1984 по 1992 годы верфь "Севмашпредприятие" в Северодвинске сдала ВМФ семь таких лодок. А "Звездочка" уже отремонтировала два корабля этой серии — головной крейсер "Верхотурье" и "Екатеринбург", в мае после модернизации на воду спущен атомоход "Тула", на котором сейчас ведутся швартовые испытания, а еще одна однотипная подлодка "Брянск" находится в эллинге завода. По данным из открытых источников, подлодки проекта 667БДРМ имеют длину 167 и ширину 12 метров, водоизмещение до 11 тысяч 740 тонн. Максимальная глубина погружения — 400 метров, скорость под водой — 24 узла, экипаж — 130 человек. Вооружение — 16 межконтинентальных баллистических ракет. Члены экипажа вспоминают, что президент, конечно, был обрадован отличным порядком, царившим на корабле, и выучкой экипажа. А отобедав с офицерами в кают-компании, очень хвалил подводницкую трапезу.

А в запасе у виртуальной кают-компании "ПРАВДЫ.Ру", которая "живет" на рубрике "Судростроение", есть убойная байка, связанная с теми временами, когда свежепостроенная в Северодвинске АПЛ "Карелия" только-только проходила ходовые испытания. Рассказал мне эту историю офицер, бывший член экипажа этой лодки -- он уже много лет как командир, считается одним из опытнейших в Гаджиево. Только попросил: будешь писать — фамилию мою не упоминай. Засмеют...

Итак, новенький атомоход, будущая "Карелия", на ходовых испытаниях в Белом море. Уже две недели бороздит он морской полигон, обкатываются всевозможнейшие режимы, погружается-всплывает и так, и эдак. Все нормально, техника фурычит как положено. Гражданских сдаточников с "Севмашпредприятия" на борту больше, чем военных членов экипажа, в отсеках там и сям лежат прямо на проходах матрацы-"самолеты", в столовой и кают-компании питание организовано в пять смен. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде: сдаточная команда учит моряков "военному делу" куда лучше, чем преподаватели учебного центра в Обнинске.

Молодой старпом, только что получивший звание капитана II ранга, рвет и мечет, пытаясь наладить хоть какое-то подобие воинской дисциплины среди гражданских сдаточников. Те ни в какую не поддаются: на мостик выходят покурить когда вздумается, лежат на "самолетах" во время учебной тревоги и вообще ведут себя как матросы-годки. Хотя, по-сути, так оно и есть: каждый "дядька" из сдаточной команды провел в море побольше времени, чем молодой старпом. Подошел момент одного из сложнейших элементов испытания: погружение подводной лодки без хода на ровном киле. Командир, чтобы суперактивный старпом не надоедал в центральном в напряженные минуты подготовки к сложному погружению, посылает его на мостик помочь вахцеру (вахтенному офицеру) прогнать вниз всех, кто еще курит или любуется морским пейзажем. Вскоре с мостика слышится от "Пройдите вниз, пожалуйста" до "Пошли все вон!" Наконец мостик "зачищен", старпом решает остаться в засаде, чтобы отловить и примерно обругать того, кто еще посмеет наверх высунуться. В ожидании первого нарушителя сам закурил и пейзажем залюбовался. И не заметил, как тихо спустился вниз вахцер, как боцман сделал свое дело, приготовив мостик к погружению. Грозного старпома тревожить боятся.

Вдруг старпом ощущает в душе странную тревогу. Вроде все спокойно, тишина, море тихое и гладкое, а все же что-то не то... Верхний рубочный люк задраен! Это открытие повергает старпома в шок. Выпучив глаза, он пытается открыть люк, скулит и сучит ножками. От неожиданности он даже позабыл, что на мостике есть "Каштан" прямой связи с центральным постом. Люк закрыт на совесть, не открыть. Старпом начинает медленно "хренеть". За бортом слышен шум, из цистерн главного балласта средней группы выходит воздух. Старпом взвивается на мостик. Лодка погружается, корпус почти под водой, торчит одна рубка. Старпом, переходя на крик, начинает молиться, неумело, но проникновенно: так и сяк, о Боже, если ты есть, спаси и помоги! Минут пять длится молитва. И тут господь отвечает голосом командира: "Старпом, придурок, как тебя туда занесло!? Наберут детей на флот..." Оказалось, старпом в пылу молитвы облокотился на рычажок "Каштана", и его молитва дошла-таки до центрального поста. Среднюю продули, лодка всплыла, в вахтенный журнал это событие записали как тренировку по погружению на ровном киле...

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить