На минувшей неделе в Севастополе была торжественно отмечена 215-я годовщина Черноморского флота. С чем пришли моряки-черноморцы к этой дате, как живет сегодня флот, который уже долгое время остается яблоком раздора между Украиной и Россией, рассказывает командующий Черноморским флотом адмирал Виктор Кравченко.
Черноморский флот России на сегодняшний момент представляет собой две группировки — западную, находящуюся в Крыму, и восточную — на Кавказском побережье Российской Федерации. Весенний сбор-поход, который мы провели в апреле, в очередной раз доказал, что Черноморский флот жив и способен выполнять стоящие перед ним задачи. Конечно, в экономическом плане есть определенные трудности. Но мы успешно выполнили поставленные задачи. Это говорит о том, что офицерский и мичманский состав, личный состав флота в профессиональном плане достаточно подготовлен. Техническое состояние материальной части кораблей способно на сегодняшний момент обеспечить выполнение тех задач, которые могут возникнуть перед флотом.
— В мае исполняется годовщина подписания соглашений по Черноморскому флоту. Как бы вы оценили прожитый год, что о нем можно сказать?
- Три базовых документа по Черноморскому флоту дали правовую основу для нахождения ЧФ Российской Федерации на территории Украины. Флот обрел национальную государственную принадлежность. Это самое главное, поскольку последние шесть лет он был как бы ничей. Проведена большая наработка дополнительных соглашений. Но требуется еще порядка 27 соглашений, чтобы упорядочить наше пребывание здесь, по всем направлениям — и социальным, и правовым, и юридическим. Флот как жил, так и живет. Обретя национальную принадлежность, выполняет поставленные задачи.
— Какие отношения у ЧФ с военно-морскими силами Украины?
— Самые дружеские. Сбор-поход, а мы его провели на отдельных этапах совместно с ВМСУ, и совместный парад, посвященный 9 мая, показывают, что мы нормально уживаемся, совместно решаем задачи. Требуется, конечно, большая юридическая проработка, чтобы упорядочить наши отношения в плане противовоздушной обороны.
— Как изменилась стратегическая обстановка в Черноморско-средиземноморском бассейне? Насколько Турция усилила свои позиции, а Россия ослабила? Как это повлияло на всю геополитическую обстановку в регионе?
— Вопрос очень сложный. Военно-морские силы Турции усиливаются. У них есть программа, которая четко выполняется. Если она будет выполнена до 2000 года, то мощь военно-морских сил Турции по сравнению с сегодняшним днем возрастет в два раза. Черноморский же флот представляет собой те группировки, о которых я говорил. Задачи, поставленные сейчас перед флотом, он способен решать ограниченно. Я надеюсь, что с улучшением экономического положения России будет усиливаться и флот, появятся новые корабли. Пока есть Черноморский флот — сильный или ослабленный — обстановка будет нормальная.
— Как обстоит дело с финансовым обеспечением флота?
— Денежное довольствие выплачивается офицерам и мичманам, личному составу уже за апрель. Топлива мы получаем ограниченный ресурс. Его едва хватает на поддержание жизнеобеспечения флота.
— Оказывает ли Москва помощь Черноморскому флоту?
— Нет слов, чтобы выразить, насколько мы благодарны Москве. На сегодняшний момент на средства мэрии Москвы построено 645 квартир. В этом году будут сданы еще 120 квартир, построен детский сад на 140 мест, отремонтированы и восстановлены диагностический медицинский центр и штаб флота, Дом офицеров. Впереди — ремонт базового матросского клуба, строится российская школа на 22 класса, на 660 мест, ремонтируется в Николаеве ракетный крейсер “Москва”. Кроме того, все десять префектур столицы шефствуют над действующими кораблями и частями ЧФ, вносят свою посильную помощь.
— Какие надежды вы связываете с сохранением и укреплением Черноморского флота?
— Сегодня серьезный узел разногласий развязан подписанием пакета соглашений по Черноморскому флоту и большого договора между Украиной и Россией в мае прошлого года. Осталась небольшая работа — согласовать отдельные разногласия, которые еще существуют. Думаю, что предстоит работа именно в этом направлении и к концу нынешнего года все вопросы будут решены.
Татьяна РОМАНЕНКОВА.
Севастополь—Москва.