Владимир Куроедов: Хотя российский флот живет в долг, реформируется он по плану

Главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов подводит некоторые итоги структурных реформ на флоте

Мы провели Военный совет после семи месяцев претворения в жизнь планов реформирования флота, где подвели итоги и поставили задачи на день завтрашний, определили, что необходимо еще сделать Военно-морскому флоту.В этом непростом для флота отрезке времени наша деятельность строилась из того, чтобы не допустить снижения боевой готовности ВМФ в целом и по ее составляющим, таким как боевая готовность стратегических морских ядерных сил, их обеспечение, сил общего назначения и всех систем тылового и технического обеспечения.

1998 год был, вероятно, самым сложным периодом нашего реформирования, что отложило отпечаток на всю деятельность флота и органов управления, штабов, объединений, соединений. Одним словом, условия сложились достаточно неблагоприятные.

Хотя надо сказать ,что в принципиальном плане, составляя документ года, мы к этому были готовы. Мы не скрывали ни перед собой, ни перед подчиненными, ни перед Россией никаких трудностей, которые придется нам преодолеть при решении задач, ни сложности условий, в которых придется работать, чтобы еще с большей эффективностью выполнить важнейшую задачу реформирования ВМФ. Вместе с тем надо отметить, что условия оказались более жесткими, чем мы ожидали. К ним можно отнести прежде всего крайнюю ограниченность финансирования фактически всех проводимых мероприятий. Это — известная проблема любого ведомства, любой отрасли сегодня в жизни России. И флот здесь не был исключением, начиная от штатных мероприятий, боевой подготовки до выплат денежного довольствия, зарплат, погашения долгов. К примеру, долг ВМФ в 1998 году перед всеми организациями, кто флоту помогает, значительно превышает бюджет флота в этом году.Вот с такими показателями мы фактически начали год реформирования.

Добавлю, что в настоящее время в связи с тем финансовым кризисом, который мы переживаем сегодня в России, я ожидаю дальнейшего существенного ограничения бюджета ВМФ.

Тем не менее, несмотря на все эти трудности, которые стоят почти перед двухсоттысячным коллективом ВМФ, в относительно небольшой промежуток времени удалось выполнить значительный объем работ. Прежде всего штатные мероприятия. Мы расформировали 190 частей и учреждений, переформировали 89 воинских частей, перевели на сокращенные штаты 196 воинских частей и учреждений, мы сократили 36 000 штатных должностей военнослужащих, в том числе на 10 процентов центральные органы управления ВМФ и управления флотов.

В 1998-м году мы приняли в состав тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий”, и не просто приняли, а в кратчайший срок, каких не получалось даже в хорошие времена, Северный флот ввел его в состав сил постоянной готовности. По всем критериям он должен был войти в состав этих сил только в ноябре, но уже в августе крейсер отчитался за свою готовность.

Мы уволили с военной службы 14 тысяч военнослужащих, в том числе пять с половиной тысяч офицеров. Всего в этом году должны уволить около семи тысяч офицеров, но четыре тысячи нам удалось разместить на должностях. Таким образом, четыре тысячи офицеров продолжат службу при сокращении их предыдущих должностей. Правда, придется произвести их переподготовку.

Мы проводим реорганизацию военно-учебных заведений: из семи училищ создаем пять военно-морских институтов. Мы разработали концепцию следующего поколения планов учебных программ. В основу заложили новые педагогические принципы современной технологи обучения, военно-образовательные стандарты, утвердили их, и в новый учебный год войдем уже с новыми подходами.Еще несколько вопросов структурных изменений. ВМФ принял соединения и части сухопутных войск и ВВС, которые были дислоцированы в Калининградской области и на Северо-Востоке РФ. Мы создали две централизованные группировки в Калининградской области и на Северо-Востоке России под единым управлением, с едиными задачами.

Серьезнейшие проблемы, оставшиеся перед нами: резкое сокращение финансирования доли ВМФ в общем объеме Минобороны. ВМФ, получая в свое время 23 процента бюджета Минобороны, сегодня опустился до 13. Если бы это снижение шло ежегодно, но плавно, проблем было бы поменьше. К сожалению такое снижение произошло за последние два года и было очень резким. А это для 1998 года означает продолжение минимума работ и по стратегической нашей группировке, и по силам общего назначения. Что, конечно, не могло не отразиться на планах и задачах, которые мы выполняем.

Рассматривая на Военном совете вопрос развития ВМФ, мы даже проработали вопрос о том, что строительство новых кораблей для ВМФ придется отнести лет на пять вправо. А на сегодняшнем трех-, пятилетнем этапе решать задачу поддержания технической готовности действующего ныне флота.Отмечу, что даже в это сложное время мы имеем немало примеров поддержки флота —и моральной, и материальной — со стороны всей России, что немаловажно сегодня для жизни флота. Вам известны многие случаи, когда над кораблями шефствуют города, области и края. Мы глубоко благодарны России за такие дела. Недавний пример — помощь мэрии Москвы Севастополю, великое дело Юрия Лужкова. Флот всегда был любимым детищем России.

Подведу короткий итог того, что показал Военный совет. Альтернативы плану реформирования мы пока не находим. Те направления, что мы выбрали сегодня, действуют и работают и должны дать конечный результат. Работа показывает реальность этих планов и способность их выполнить. Анализ показал, что флот установленную боевую готовность выдерживает и способен выполнить поставленные задачи. По результатам учений Северного флота было наглядно подтверждено, что СФ находится в полной боеготовности. Уверен. что и другие флоты и Каспийская флотилия также готовы продемонстрировать свою боеготовность. Работа впереди большая, тяжелая, кропотливая. Но представляя все сложности и масштабность задач, мы обязаны их решить и мы их решим. У нас достаточно еще резервов даже в этих неблагоприятных условиях.

Записал Виктор ПРИТУЛА.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить