Пару дней назад генерал Лев Рохлин принимал участие в передаче шестого канала ТВ “Акулы политпера”. Как всегда, его ответы даже на самые острые вопросы были лаконичны и обнаженно откровенны.
Отвечая одному из молодых, генерал сказал примерно так:
я не боюсь смерти. Я не кланялся пулям, когда водил солдат в атаку, шел впереди цепи наступающих. Смерть мне не страшна.
Как, при каких обстоятельствах он принял свою преждевременную кончину, мы узнаем, наверное, позже. Я же пишу эти строки по горячим следам первого официального сообщения о его гибели....
Он был третьим ребенком в рабочей семье. В его личном деле сохранилась биография, написанная им собственноручно десять лет назад, в августе 1988 года. Рохлин написал:
“Отец бросил семью в 1948 году, когда мне было 8 месяцев. Семья жила бедно, на 60 рублей материнской зарплаты и алименты от отца, от которых он часто уклонялся. Особенно в такие периоды в адрес отца звучали проклятья и плач матери, которая считала его виновником нашей тяжелой жизни, того, что мы жили в бедности”.
В 1970 году Лев Рохлин окончил Ташкентское общевойсковое командное училище. Служил в Западной группе войск. Поступил в академию имени М.В. Фрунзе. Потом служба в Заполярье, Туркестане, Закавказье. Он сменил почти 20 гарнизонов. В 1982—1984 годах проходил службу в Афганистане, был дважды ранен.
Помню, как с маршалом авиации А. Силантьевым мы прилетели в один из гарнизонов на северо-востоке Афганистана. Аэродром, зажатый со всех сторон горами, постоянно подвергался нападению моджахедов. Посадка была исключительно сложной Нужно было вписаться в ущелье с первого захода. Сели. И только вышли из самолета, как услышали автоматные и пулеметные очереди, разрывы гранат.
— Подполковник Рохлин со своими гвардейцами прочесывает склоны гор, — сказал нам авиационный начальник. Мы увидели цепи наших солдат и впереди здоровенного с автоматом в руках офицера. Это был Рохлин. В том бою вражеская пуля его миновала.
Я потом, в дни работы съезда его патриотического движения “В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки” напомнил генералу тот афганский эпизод.
— Да, много чего там было. — сказал Рохлин. Меня и от должности комполка отстраняли и вновь восстанавливали...
Всякое бывало. За личное мужество, за проведение операций в Афганистане был представлен к званию Героя Советского Союза, не получил его. Получил - ордена Красного Знамени и Красной Звезды, и афганский орден.В 1993 году он с отличием окончил Академию Генерального Штаба и получил назначение на должность командира 8-го Гвардейского Волгоградского армейского корпуса и начальника гарнизона. С солдатами и офицерами своего корпуса он воевал в Чечне. Как нам сообщили в Волгоградском облвоенкомате, 1300 офицеров и солдат корпуса были представлены к государственным наградам, 7 человек — к званию героя России, в том числе и генерал Рохлин.
От геройской звезды Лев Яковлевич отказался. В сентябре девяносто пятого по поводу этого заявил так:
“Я очень хорошо отношусь к генералу Рохлину. За его мужество, за то, что отказался от Звезды героя России, которую ему пытались повесить за гражданскую войну в Чечне”.
С декабря 1995 года Лев Рохлин депутат Государственной Думы. Он был избран по партийному списку НДР. В последнее время от НДР генерал отошел и сосредоточил свои усилия на работе в организованном им патриотическом движении.
В заключение еще несколько биографических сведений. Ряд СМИ указывает, что Рохлин — еврей. В его документах значится, что он русский (по матери — Гончаров). Женат. Жена — Рохлина Тамара Павловна. У них двое детей. В личном деле генерал-лейтенант характеризовался как “смелый, волевой, подготовленный офицер”. “В сложной обстановке ориентируется быстро и действует умело”. “Пользуется авторитетом у подчиненных”.
А вот слова его сослуживца: “Относится к тем командирам, которые могут жестко спросить, но, если подчиненный того заслуживает, и наградить. А тех, кто является балластом в армии, беспощадно освобождает сам”.
Таким он останется в нашей памяти.
Полковник Василий ИЗГАРШЕВ.
Военный обозреватель “Правды”.