"Летающими крепостями" командовали на Уолл-Стрите

Эту историю рассказал мне инженер Иржи Гейнрих, работавший в техническом отделе чешского завода “Шкода”. А позднее в Музее истории предприятия я увидел фотографии, запечатлевшие заводские руины — то, что осталось от знаменитого завода в апреле 1945 года.

Там же, в музее истории, мне более подробно рассказали о драматических событиях, разыгравшихся в Пльзене и Нюрнберге под самый занавес войны — за две недели до капитуляции гитлеровской Германии.

Иржи Гейнрих пришел на “Шкоду” в 1935 году и начал здесь учеником слесаря. Этот завод, десятилетиями играл в жизни страны не только важную экономическую, но и политическую роль. С 1890 года здесь начали выпускать военное снаряжение, а перед первой мировой войной “Шкода” смогла составить конкуренцию ведущим мировым фабрикантам оружия, в том числе даже Круппу и Максиму.

Здесь изготовляли сверхмощные дальнобойные артиллерийские орудия, которые пользовались особым спросом. В тот период в Чехию приезжали военные делегации из многих стран, чтобы заключить контракты на поставку вооружения.После Мюнхена “Шкоду” оккупировали немцы, введя здесь военный режим. Рабочий день резко удлинили, завод работал практически круглосуточно, выпуская продукцию для военных нужд. А в конце 1942 года несколько сотен чешских рабочих посадили в грузовики и вывезли под Нюрнберг, окруженный кольцом военных заводов — этим предприятиям требовалась квалифицированная рабсила. Среди угнанных в Германию оказался и Иржи Гейнрих, который таким образом стал живым свидетелем трагических событий, разыгравшихся в Нюрнберге и в Пльзене.

Гейнрих работал на одном из заводов фирмы “Динамит”, основанной Альфредом Нобелем, и в августе 1944 года оказался очевидцем того, как был стерт с лица земли другой немецкий завод, расположенный по соседству, — завод, входивший в группу “Мессершмитт” и расположенный в предместье Нюрнберга Фюрте. Сто американских бомбардировщиков В-17, поднявшись с аэродромов в Англии, совершили массированный авианалет на германский авиационный завод и сровняли его с землей.Рабочих военных заводов охватила паника, все ждали новых бомбежек. Однако, как ни странно, “летающие крепости” вновь появились в небе Баварии только поздней весной 1945 года. Почему же был варварски уничтожен завод “Мессершмитта”?

Ответ на этот вопрос был достаточно простым, даже сами немцы не делали из него секрета: союзники решили окончательно закрепить свое господство в воздухе.А почему союзники не тронули другие военные заводы? В середине апреля 1945 года “летающие крепости” совершили новый массированный налет на Баварию. Однако на сей раз произошло нечто странное и поистине непостижимое: смертоносный бомбовый груз обрушился вовсе не на военные заводы, а на городские кварталы.Жители Нюрнберга в поисках спасения устремились в предместья, в промышленную зону и оставались там практически до конца войны. Их расчет оказался верным: на заводы, располагавшиеся вокруг Нюрнберга, больше не упало ни одной бомбы.

Между тем баварский тыл фашистов начал разлагаться, охрана заводских лагерей ослабла, и пленные, собираясь группами, убегали, надеясь добраться до родных мест. Иржи Гейнрих вместе с несколькими соотечественниками тоже совершил побег. За пять опасных и голодных дней им удалось добраться до Пльзеня.

Вернувшись домой 20 апреля 1945 года, Гейнрих увидел, что корпуса “Шкоды” целы и невредимы: за всю войну завод ни разу не бомбили. Чтобы уберечь стратегически важное предприятие от воздушных налетов, оккупанты построили неподалеку, на берегу реки Мжи, деревянный макет завода, где по ночам вспыхивали огни электросварки.Однако ни одной бомбы не упало и на деревянный макет. “Шкоду” не бомбили вообще.

Правда, в 1943 году, еще до открытия второго фронта, когда противовоздушная оборона “Шкоды” вообще отсутствовала, англичане десантировали близ Пльзеня группу чешских парашютистов. Перед ними поставили задачу: в условленную ночь зажечь рядом с заводскими корпусами костры — ориентиры для прицельного бомбометания. Десантники отлично справились с заданием — когда в небе послышался гул бомбардировщиков, около “Шкоды” запылали костры. Однако пилоты пяти английских четырехмоторных “Ланкастеров” проявили непростительную оплошность — все до единой бомбы были сброшены в стороне от завода. Жители Южного предместья Пльзеня, наблюдавшие за бомбежкой, не могли избавиться от впечатления, что действия десанта и авиации не были согласованы.

Была ли та ошибка случайной или преднамеренной? Это, видимо, так и останется одной из нераскрытых тайн второй мировой войны.Но 25 апреля 1945 года в восемь часов утра английское радио в передаче на чешском языке сообщило, что с аэродромов в Великобритании, Италии и Франции поднялись в воздух сотни американских “летающих крепостей”, которые предположительно взяли курс на Пльзень Жители бросились в бомбоубежища. Эту же передачу Би-би-си услышали и в цехах “Шкоды”. Через несколько минут началась паника, и многотысячная толпа, смяв охрану, хлынула через заводские проходные. И тем не менее, несмотря на панику, рабочие все же не могли всерьез поверить английскому сообщению, оно казалось нелепым, абсурдным. Ведь американские войска находились уже в каких-то ста километрах от города, фашисты практически прекратили сопротивление. Зачем же бомбежки?

Но вдруг из глубин ясного весеннего неба донесся грозный гул моторов. “Летающие крепости” волнами налетали с юго-западного направления — 500 тяжелых бомбардировщиков В-17. За всю долгую войну только пять английских “Ланкастеров” однажды побеспокоили “Шкоду”. А тут — сразу пятьсот “летающих крепостей” принялись методично уничтожать чешский завод. Тысячи бомб, фугасных, осколочных, зажигательных, сыпались на заводские корпуса. Все пылало. Клубы черного дыма взметнулись к небу.

Наконец налет кончился. Но до позднего вечера продолжали взрываться на заводе бомбы замедленного действия. А пожар бушевал целую неделю.Сегодня, с полувековой дистанции, хорошо видно то изощренное коварство, какое было проявлено по отношению к Европе на заключительном этапе второй мировой войны. Используя возможность бесконтрольных выборочных бомбардировок, американцы своими авианалетами убивали двух зайцев: они сохраняли в неприкосновенности фашистские военные заводы, усиливая мощь гитлеровских армий на востоке, а одновременно оберегали индустриальный потенциал, который должен был попасть в зону западной оккупации.

Однако накануне окончательного разгрома гитлеровской Германии американский капитал поставил перед стратегической авиацией США новую коварную задачу: убрать с послевоенной экономической карты европейских конкурентов, уничтожить промышленный потенциал тех стран, которые останутся вне зоны западной оккупации. И 25 апреля армада “летающих крепостей” обрушилась на “Шкоду”, а еще через два дня бомбардировщики В-17 столь же безжалостно сровняли с землей знаменитые словацие нефтехимические заводы под Братиславой.

Эти уроки прошлого не стоит забывать. И хотя сегодня речь не идет о военном противостоянии, драматическая судьба полуразрушенной российской промышленности вполне отчетливо ассоциируется с событиями полувековой давности, о которых поведал мне чешский инженер Иржи Гейнрих.

Анатолий САЛУЦКИЙ.

Автор Анатолий Салуцкий
Анатолий Салуцкий — советский и российский писатель, публицист *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить