Борьба с коррупцией, похоже, набирает обороты. Генпрокуратура заявила о намерении внести поправки в Уголовный кодекс, расширяющие определение понятие "взятка", к которой могут мыть отнесены в том числе и услуги политического характера.
"Речь идет о том, чтобы считать взяткой не только деньги или другие выгоды, имеющие денежную стоимость, но и вообще любые преимущества нематериального характера", - заявил в интервью "ИТАР-ТАСС" заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман. По словам чиновника, эта инициатива исходит из планов по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО).
Основной целью этой международной организации, созданной Советом Европы в 1999 году, является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам.
Собственно, именно ГРЕКО летом этого года выступила с предложением о включении Россией в понятие "взятки" получение даже тех преимуществ, которые нельзя оценить в денежном эквиваленте. Эксперты ГРЕКО провели анализ российского законодательства и посчитали недостаточным разъяснение пленума Верховного суда о том, что предметом взятки наряду с деньгами и иным имуществом "могут быть выгоды или услуги имущественного характера". В соответствующем докладе эксперты ГРЕКО предложили считать взяткой любые нематериальные преимущества, рыночную стоимость которых невозможно установить - например, позитивные отзывы в прессе, повышение по службе или предоставление возможностей по работе, выдачу дипломов, оказание сексуальных услуг и т.д. Кроме того, в понятие "взятка", по мнению экспертов ГРЕКО, должно быть включено получение должностным лицом выгод не только для себя и своих близких, но и для любых других третьих лиц, включая юридических лиц, таких, как политические партии или частные компании.
Предлагается также ввести уголовную ответственность за так называемую "торговлю влиянием" и дополнить статью о даче взятки понятиями "предложения", "обещания" и "просьбы" о предоставлении преимущества и "принятия предложения или обещания". Такого рода формулировки имеют место в Конвенции ОНН по борьбе с коррупцией и присутствуют в уголовном законодательстве некоторых европейских стран. В частности, Уголовный кодекс Франции предусматривает ответственность о торговле влиянием лицами, находящимися на государственной службе, о незаконном получении выгод, о посягательствах на свободу доступа и на равноправие кандидатов на рынках товаров и услуг для государственных организаций.
Заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн отмечает, что в составе взятки обязательно должна присутствовать объективная сторона. "То есть выгода в любом случае взяткополучателя должна быть, - сказал депутат "Правде.Ру". - Если речь идет о выгоде нематериального характера, то я полагаю, что это все равно должно быть связано с какими-то благами. Например, какие-то блага, связанные с особыми условиями, с приоритетом при решении того или иного вопроса при поступлении в вуз, на работу, в детский сад и т. д. Но при этом мы понимаем, что даже при отсутствии материальной составляющей такого рода взятки, вконечном счете это все равно превращается в какой-то материальную составляющую. Потому что в противном случае это все равно время, силы, и оно чего-то стоит. Но повторяю, объективная сторона преступления несомненно должна присутствовать", - заключил он.
К нематериальным услугам может быть отнесено очень многое, считает директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев. "Если говорить о политике, то это может быть предоставление каких-то преимуществ, например, в освещении деятельности политика или политической партии. Если взять чиновника, то это может быть услуга по трудоустройству на работу, продвижения по службе. В общем, это достаточно широкий спектр стимулов, направленныхна принятие тех или иных решений, которые в обычных условиях не были бы приняты", - пояснил он "Правде.Ру".
Вместе с тем, политолог предлагает очень аккуратно подходить к этому вопросу, поскольку, по его мнению, "очень многие вопросы, связанные с взаимодействием и коммуникацией людей друг с другом автоматически предполагают ту или иную степень заинтересованности, обмена уступками, преимуществами и т.д. Всё это относится к нормальной политической (и не только) практике коммуницирования людей, которая является неотъемлемой частью существования человеческого общества", - подчеркнул он.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, в свою очередь, считает, что "данная инициатива не совершит никакой революции в нашем правоприменении", являясь по сути "необходимым уточнением понятий, применяемых в Уголовном кодексе". "Безусловно, что взяткой могут считаться не только деньги и иные материальные ценности, но и услуги самого разного рода. Но безусловно и то, что такие нематериальные услуги достаточно сложно формализовать и отслеживать. Тем не менее, но квалифицировать в законе возможность каких-то актов коррумпированной взаимности необходимо", - уверен эксперт.
А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, по почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.