Министерство обороны России решило не продлевать контракт на покупку бронеавтомобилей "Рысь" (LMV-65) разработки итальянской компании "Ивеко". Кроме того, в российской армии не будет колесных танков "Кентавр".
Как сообщил накануне главнокомандующий Сухопутными войсками Вооруженных сил РФ генерал-полковник Владимир Чиркин, контракт на дальнейшую закупку бронеавтомобилей "Рысь" приостановлен. По его словам, до настоящего времени получено 1,5 тысячи автомобилей. Часть из них в готовом состоянии, часть - в виде комплектующих. "Их сейчас собирают, насколько мне известно, в Воронеже, - цитирует генерал-полковника ИТАР-ТАСС. - Конечно, мы найдем им применение, они, в целом, неплохие, но по своим боевым качествам уступают бронеавтомобилю "Тигр" однозначно".
"У нас есть семейство "Медведь", "Тигр", "Волк", ведутся опытно-конструкторские работы, которые позволят создать семейство легкобронированных автомобилей, на которые можно будет устанавливать боевые модули, - заявил главком Сухопутных войск. - В отличие от них "Ивеко" может принять на себя всего 150 килограммов сверху, чтобы поставить какую-то пулеметную установку, и вместить четыре человека со своим снаряжением".
По его словам, впредь Министерство обороны будет ориентироваться на отечественного производителя.
Владимир Чиркин также заявил, что российская армия не будет покупать колесные танки "Кентавр". Техника, уже поставленная в рамках договора, проходит испытания. "Они пока не завершены, и говорить об окончательных итогах преждевременно. У этих боевых машин есть определенные преимущества, но есть и много недостатков. Их чрезмерно разрекламировали - сходится не все, - подчеркнул Чиркин. - Думаю, мы будем вынуждены культурно отказаться".
В сентябре прошлого года тогда еще министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что потребность армии в бронемашинах "Рысь" превышает три тысячи единиц, поскольку приоритетом является безопасность личного состава. "Бронированные машины для нас - очень важное направление, и в ближайшие три года мы должны локализовать производство "Рысей" до 70 процентов, а это уже далеко не отверточная сборка", - заявил Сердюков.
О перспективах сотрудничества с другими странами - в плане поставок в российскую армию иностранной военной техники - "Правда.Ру" побеседовала с главным редактором журнала "Национальная оборона"
- Осенью прошлого года министр обороны Анатолий Сердюков уверял, что потребность в итальянских бронемашинах очень большая. Теперь говорят, что они по своим качествам не слишком подходят и предпочтение будет отдано российским разработкам. Неужели раньше о технических характеристиках не знали?
- Произошла смена министров обороны, соответственно, меняются военно-технические приоритеты. При Анатолии Сердюкове был взят курс на максимально тесное взаимодействие с военно-промышленными комплексами ряда западных государств. Прежде всего европейских. Соответственно, после того, как произошла кадровая рокировка, Министерство обороны меняет прежние приоритеты и в первую очередь будет уделяться внимание отечественному оборонно-промышленному комплексу.
В этом плане надо отметить позицию вице-премьера, руководителя военно-промышленной комиссии Дмитрия Рогозина. Который неоднократно ставил вопрос, что ставка должна делаться исключительно на российское оружие. Теперь этот программный тезис воплощается в жизнь и больше серийных иностранных образцов (техники) в российской армии не будет.
- Может ли Россия позволить себе такие дорогостоящие эксперименты, даже если в бюджете на оборонные нужды выделены большие средства? Завтра вдруг станет ясно, что, скажем, и "Мистрали" не подходят...
- От двух "Мистралей" отказаться уже невозможно, потому что деньги за них заплачены и эти корабли войдут в состав российского боевого флота. В целом вопрос стоит о том, что разумеется, то, что происходит, в принципе, это неправильно. Государственная политика в области закупок и производства оружия должна носить долгосрочный характер. И не меняться в зависимости от того, что один министр со своими взглядами пришел, а завтра его сменил министр с другими.
Поэтому принципы формирования госборонзаказа, государственной программы вооружения должны быть максимально открыты для парламентского и общественного контроля. Эксперты, специалисты должны четко представлять, что такое госпрограмма вооружения, в какие сроки, какие типы оружия, по какой цене планируется планируется закупать и, соответственно, парламент и общественные организации должны каким-то образом влиять на ту политику, которую проводит Министерство обороны и в целом правительство России.
Потому что деньги громадные и мы видим, как резко вдруг, на 180 градусов происходит разворот. Такого быть не должно, принципы формирования политики в области оборонно-промышленного комплекса меняться не должны.
- Каковы перспективы военно-технического сотрудничества с другими странами - именно в смысле закупок и принятия на вооружение иностранной техники?
- Очевидно, что в любом случае мы будем сотрудничать с иностранными военно-промышленными комплексами. От этого никуда не деться. Но характер этого сотрудничества должен быть предельно открытым и понятным. Совершено естественно, и это решение уже проведено в жизнь, что главными исполнителями работ по гособоронзаказу должны быть только российские производители.
Если возникает необходимость в том, чтобы было какое-то иностранное участие, то во-первых, должно реализовываться это все на понятных принципах и при условии, если нет российских аналогов.
Например, это касается тепловизоров для бронетанковой техники. Либо лазерных гироскопов для авиационной техники. То есть по тем программам, где мы в той или степени сотрудничаем с Францией, либо с Италией, либо с Германией. Эти принципы должны быть полностью открыты, прозрачны, понятны, контролируемы. Разумеется, необходимо исключить из них любую коррупционную составляющую.