Российская армия обозначила приоритеты

Практически первым среди федеральных ведомств российское Министерство обороны обнародовало специализированный план деятельности до 2020 года по реализации программных указов президента. Основные положения плана тесно увязаны с ранее принятой государственной программой вооружений. Причем вышеуказанный план не будет чем-то незыблемым и может корректироваться, исходя из реалий.

Кстати, пресс-служба военного министерства заявила, что намерена эффективно информировать интернет-пользователей о поэтапной реализации открытой части плана деятельности ведомства. Ну что ж, посмотрим...

Поскольку деятельность Минобороны по понятным причинам тесно связана с работой других федеральных ведомств, доработанные планы других российских министерств также будут опубликованы. Планы дорабатываются по поручению президента России Владимира Путина. Пресс-служба Минобороны отмечает на своем сайте: "Будет выполнена и важная задача, поставленная президентом России, по обеспечению общественного контроля за выполнением мероприятий плана, его публичного обсуждения и экспертного сопровождения в рамках поручений по "Открытому правительству".

В плане, представленном на сайте ведомства, указано, когда тот или иной вид вооружения будет реально направлен действующие войска. Ранее в государственной программе вооружений до 2020 года отмечалось, что к этому времени в российских войсках будет введено до 70 процентов нового вооружения и военной техники.

Ну а в вышеуказанном плане конкретно отмечается, что, например, количество новых военных самолетов к 2017 году увеличится на 56 процентов, вертолетов - на 76. Доля современных, то есть вновь построенных  подводных лодок, в том числе и атомных стратегических, к концу 2014 года должна составить 47 процентов, в 2015-м - 51 процент. А к 2020 году в строю будет аж 70 процентов новых подлодок. Это, кроме всего прочего, означает стабильную загрузку высокотехнологичных производств на российских кораблестроительных верфях, что весьма немаловажно.

Приоритетом в военном строительстве остаются стратегические ядерные силы. В ближайшие 10 лет они должны практически полностью обновить свой состав: 80 процентов комплексов РВСН составят системы нового производства и лишь 20 процентов - системы советского производства с продленными сроками эксплуатации.

Естественно, будут загружены в значительной мере и "сухопутные", и авиационные производства оборонного комплекса. По мнению многих военных экспертов, стабильная, понятная и хорошо финансируемая загрузка оборонной промышленности неминуемо ведет к ее развитию. Это еще один плюс принятого плана.

Если план понятен для руководителей оборонной промышленности, то и развивать эффективность производства им легче, и нет сомнения, что это однозначно будет делаться. Как минимум потому, что производить новую, высокотехнологичную технику на устаревших производственных мощностях невозможно. Таким образом, кроме всего прочего, вышеуказанный план "подтянет" не только собственно вооруженные силы, но и оборонку.

В связи с этим стоит вспомнить и государственную программу вооружений, рассчитанную с 2011 до 2020 года - вышеозначенный план с ней увязан очень тесно. Причем сам план отнюдь не отменяет эту программу, он просто четко конкретизирует отдельные ее положения. Конечно, эта программа была отнюдь первой такой программой в постсоветской истории России, однако все её предшественники проваливались на стадии реализации.

Кстати, масштабное перевооружение армии совпадает с её масштабной реформой, которую уже сравнивают по размаху с наиболее радикальными военными реформами в истории страны - петровской в начале XVIII века и милютинской в третьей четверти XIX века.

И именно понимание задач армии и осознанная потребность государства в создании эффективной военной машины являются главным залогом реализации новой программы вооружений.

С помощью программы и российские вооруженные силы, и оборонная промышленность окончательно должны преодолеть последствия тех лет, когда армия и флот серьёзно недофинансировались, и, по сути, жили старыми, еще советскими запасами и арсеналами, а новая техника поступала в войска единичными, разрозненными экземплярами.

В связи с реализацией программы возникает необходимость серьёзной перестройки и модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса  для того, чтобы производство техники новых поколений вообще стало возможным. При этом, как отмечают многие военные эксперты, при модернизации предприятий нужно сразу закладывать возможность использования производственных мощностей и помимо гособоронзаказа. Что, собственно, и делается.

Вообще российский оборонно-промышленный комплекс - система могучая. Сегодня в его списке 1383 организации, которые действуют в девяти отраслях и расположены в 64 субъектах России.

По программе, да и по новому плану, предусматривается закупка более 1300 единиц различных образцов техники и вооружения. И вот для создания как минимум 220 из них потребуется открытие новых или расширение имеющихся производств. И здесь, по-видимому, сразу нужно думать на перспективу, и заранее решить, как будут использованы эти мощности в будущем, после того как основной пакет заказов по госпрограмме будет выполнен.