Президент Владимир Путин заявил в пятницу о необходимости эффективно противостоять киберугрозам и напомнил, что так называемые "информационные атаки" уже применяются для решения задач военно-политического характера.
При этом он отметил, что так называемая "поражающая сила" может быть выше, чем от обычных видов оружия. То есть речь идет о создании в России нового рода войск и, очевидно, что необходимость в этом назрела уже давно. Вот только воевать при помощи информации умели уже давно, причем даже и без помощи компьютеров!
Чем отличается победители от побежденных? Чаще всего только тем, что первые пребывают в эйфории, тогда как вторые - в унынии! Потери в живой силе и технике, как правило, различаются незначительно, а то даже и много больше у победителей, нежели у побежденных. То есть информация о том, что "мы победили" представляется вполне материальной силой. И это действительно так, поскольку любая положительная эмоция есть следствие выделения в кровь адреналина, и, следовательно, можно сказать и так, что позитивная информация просто заставляем организм людей производить адреналин и этим процессом не так уж и сложно управлять!
Во все времена были и политические деятели, и талантливые полководцы, которые все это очень хорошо понимали и соответствующими словами вдохновляли своих подчиненных на великие дела.
Вспомним хотя бы того же адмирала лорда Нельсона и его знаменитый сигнал, поднятый им на мачте своего флагманского корабля перед самым Трафальгарским сражением: "Англия надеется, что каждый исполнит свой долг!" И никто не отрицает, что это помогло англичанам выиграть это сражение, а значит и спасти страну от наполеоновского нашествия.
Ярый поклонник Нельсона японский адмирал Того перед Цусимским сражением решил воспользоваться его опытом, но, хорошо представляя себе менталитет японской нации, внес в этот сигнал существенные изменения: "Судьба империи зависит от этого сражения. Пусть каждый исполнит свой долг!" И... в результате японские комендоры работали как бешенные и показали скорострельность, намного превышающую скорострельность кораблей русской эскадры, двигавшейся вперед по сигналу: "Государь-император приказал идти во Владивосток. Курс норд-ост 23".
Ещё большие последствия имело ошибочное управление информацией после известного Ютландского морского сражения между британским Гранд-флитом и германским Флотом Открытого моря, которое случилось в 1916 году. О его результатах спорили сразу же после того, как оно закончилось, и продолжают спорить даже сегодня.
А все почему? Да только потому, что немецкий флот раньше английского вернулся на свои базы, где ему была устроена пышная встреча с шампанским и раздачей орденов самим императором, в то время как британский флот сохраняя режим радиомолчания, шел к себе домой. Получилось, что британские газеты вынуждены были перепечатывать сообщения германской печати и, понятно, какое впечатление на публику это произвело.
Да и сам командующий британским флотом поступил совершенно неправильно. Вместо того чтобы сразу после сражения сообщить о том, что британский флот не дал германским варварам бомбардировать английское побережье и убивать женщин и детей (а германские корабли такое проделывали в 1914 году!) и принести на английскую землю разрушения и смерть, он начал с перечисления потерянных кораблей и списка потерь в личном составе. То есть он может быть и был хорошим адмиралом, но вот специалиста по связям с общественностью ему при флоте совершенно явно не хватало!
Абсолютно неудовлетворительно обстояло дело и с советской газетной пропагандой в годы Великой Отечественной войны. Создается впечатление, что ей занимались дилетанты, не имеющие даже начального журналистского образования. А те, кто были на самом верху, доверяли больше советским карательным органам, нежели газетам!
Начиная с первых дней войны та же "Правда" постоянно сообщала о том, что немцы трусы, что у них не хватает продовольствия, что они постоянно сдаются в плен, пишут домой панические письма, воевать не желают и Красной Армии боятся. Но если у них было все так плохо, то... отчего же тогда наши войска отступали до самой Москвы, а затем и до Сталинграда?! Наши же люди в тылу не могли не задавать себе этих вопросов, а уж фронтовики просто не могли не замечать в газетах откровенной лжи. И все это подрывало и собственно доверие к пропаганде, и точно также - доверие к властям! В результате едва ли не сразу же после окончания войны им пришлось столкнуться с массовым недоверием к партии и правительству, которое впоследствии стало охватывать все наше общество со скоростью лесного пожара.
Пора уже давно понять, что информация это те же самые пули, только во много раз более эффективные! Например, американцам в боях на Филиппинах после Второй мировой войны долгое время не удавалось прогнать партизан, засевших глубоко в джунглях. Однако они узнали, что местные жители очень боятся летучих мышей-вампиров, якобы нападающих даже на людей и высасывающих у них кровь. И что же?
А вот что: был запущен соответствующий слух, в дополнение к которому подброшена парочка обескровленных трупов. И... страх перед вампирами оказался так велик, что непобедимые дотоле партизаны из этого района ушли сами и без единого выстрела.
Поэтому сегодня нужно говорить не столько даже о технической стороне дела в области защиты России в сфере информационных войн, сколько о подготовке военных специалистов-коммуникаторов, способных давать и своим и чужим такую информацию, чтобы она не только была бы правдивой, но и не превратилась в оружие в руках "разоблачителей" и радикалов.