Глобальный удар: стоит ли России опасаться?

Заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что Россия может создать собственную систему глобального молниеносного удара, но будет исходить из оборонительной доктрины развития вооружений. Как можно понять, это будет ответ на американские разработки в этой теме. Что собой представляет этот "молниеносный глобальный удар" или, на языке оригинала, Prompt Global Strike? Чем он может помешать России и что ему можно противопоставить?

В какой-то мере официальные российские лица уже дали ответы на эти непростые вопросы. "Россия может и будет вынуждена это сделать, но мы будем разрабатывать системы противодействия этим новым видам вооружения, потому что все-таки основная доктрина нашей страны — это оборонительная, и мы не собираемся ее менять", — заявил Борисов по итогам совещания по разработке госпрограммы вооружения на 2016-2025 годы, прошедшего 10 сентября. Он подчеркнул также, что все решения российских властей в сфере развития вооружений не должны восприниматься как гонка вооружений и как раскачивание военного бюджета. Все по плану.

А заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков в интервью "Коммерсанту", опубликованном накануне заявил: "Развитие разрабатываемой в США системы глобального молниеносного удара может привести к конфликту с апокалиптическими последствиями!".

Впрочем, подобные заявления российские высокопоставленные чиновники делали и раньше. И тема воюющей Украины и новой холодной войны, которая, без сомнения, фигурирует сейчас в большинстве публикаций прессы, может тут рассматриваться лишь как своеобразный катализатор: этот конфликт лишь подтолкнул дальнейшее развитие тематики "молниеносного удара" и активизировал риторику вокруг нее. Так что дело это давнее. Помнится, еще 17 декабря 2013 вице-премьер Дмитрий Рогозин и тот же Сергей Рябков выступили с резким осуждением планов США по этой самой инициативе молниеносного глобального удара.

Американское выражение Prompt Global Strike (PGS) чаще всего переводят как "быстрый" или "срочный" глобальный удар. Эта концепция принята американскими военными в 2000-е годы (точной, с месяцем и числом, даты нет, но в прессе это появилось впервые в 2006 году). И уже 11 апреля 2010 года тогдашний министр обороны США Роберт Гейтс указал, что США уже способны нанести этот самый быстрый глобальный удар.

В ответ на прозвучавшие тогда из уст американского начальства заявления о быстром глобальном ударе, Россия не робко промолчала, а открыто начала, например, разработку нового поколения боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Сами понимаете, что при колоссальной территории нашей страны такие комплексы если не неуязвимы, то по крайней мере "трудноуловимы" — на бескрайних просторах России "боевой поезд" спрятать можно запросто, даже при том, что из космоса якобы "все видно". Тем более, что БЖРК замаскировать под обычные товарные или даже пассажирские вагоны, а тем более под какие-нибудь рефрижераторы — пара пустяков. При наших просторах поди пойми, что там по рельсам катится… Как там сатирик Задорнов про русских говорит? Смекалка налицо, соображалка работает!

Собственно, тогда же были начаты и другие разработки, и вовсю началась перестройка… Простите, это очень печальное слово… Лучше так: нынешнее эффективное реформирование системы вооружений нашей страны в целом. И было решено вложить немалые средства в модернизацию оборонной промышленности России. Результатом стала принятая несколько лет назад четкая программа вооружений до 2020 года.

Осью самой идеи PGS является возможность нанести по любой точке земного шара неядерный удар не позднее, чем через 60 минут после принятия решения на него. Общий смысл: по замыслам США, для высокоточного удара по конкретным целям можно применять ракетное оружие не с ядерными, а с обычными зарядами.

Цели PGS — мобильные и стационарные пусковые баллистических ракет, командные пункты, ядерные объекты, пусковые установки любых ракет, ну и, наконец, некая террористическая инфраструктура. Конечно, в открытой печати американцы в качестве цели Россию не называют. Но кто знает, что там у них в голове? Ведь все вышеописанное, кроме баз террористов, у нас на территории присутствует…

Первый компонент "удара", наиболее реалистичный по исполнению — это обычные межконтинентальные ракеты, оснащенные высокоточными неядерными боевыми блоками, в том числе и кассетными, индивидуального наведения. Вторым компонентом средств PGS могут стать стратегические крылатые ракеты с гиперзвуковой скоростью.

Ну и третьим компонентом PGS называют так называемое кинетическое оружие — некие тяжелые тугоплавкие стержни из вольфрама длиной 5-10 метров, которые с высокой точностью сбрасываются аж с космической орбиты. Выпущенный из космоса, такой снаряд, достигая поверхности земли в нужной точке, дает высвобождение в точке удара энергии, эквивалентной взрыву 12 тонн тротила. Пока такой вариант находится в США на стадии эскизного проектирования. Кроме того, непонятно, как обойдутся американцы с международными договорами о немилитаризации космоса — они-то ведь действуют исправно!

Самое любопытное, что у России де-факто уже как таковые есть в наличии как минимум две вышеуказанных составляющих американской PGS — и баллистические ракеты, и гиперзвуковые крылатые. Да и третья не проблема. Космос вооружить высокоточной кинетикой — дело техники (другой вопрос, зачем оно нам надо вообще?). Недавний пуск ракеты "Булава" с борта стратегического подводного ракетоносца "Владимир Мономах" из Белого моря показал, что наши боеголовки не менее точны, чем американские — ракета попала, как говорят военные, " в колышек" на камчатском полигоне Кура. "Булава" после многих лет испытаний наконец-то научилась летать и попадать.

Это, конечно, пример довольно частный, но ведь и к другим российским вооружениям претензий по точности попадания нет! Переоснасти наши существующие, хотя и новейшие ракеты с ядерных зарядов на обычные — вот тебе и американская PGS в лучшем виде. И американцы это прекрасно понимают!

Что же касается средств кинетического оружия, запускаемого из космоса, то как их развертывание, так и создание средств обороны от них — это так-то вопрос не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня. Еще не факт, что кто-то когда-то на это вообще пойдет… Так, пугалка для детей и впечатлительных блондинок.

Да и защита от всех баллистических и крылатых ракетных компонентов PGS в нынешнем ее состоянии у нас тоже есть! К примеру, наши системы С-300ПМУ-2 "Фаворит" и С-400 уже способны работать по целям, движущимся со скоростями до 4500 метров в секунду - это уже и есть гиперзвук. По объектам с близкой скоростью могут работать внутриатмосферные перехватчики 53Т6 из состава системы ПРО А-135 "Амур". Есть и другие системы. Пока этого хватает, а с развитием американской PGS будут развиваться, естественно, и российские "ответки". Все предусмотрено.

В общем, упоминание заместителем министра обороны Борисовым "нашего ответа" на американскую PGS вполне можно рассматривать как напоминание американской стороне: ребята, вы там не слишком-то зарывайтесь, мы все видим… По сути, эти американские замыслы обречены на провал — в области эффективных военных разработок Россия если не идет с США "ноздря в ноздрю", то как минимум не сильно-то и отстает. А если, извините, выражаясь фольклорно, "на каждую хитрую гайку есть болт с левой резьбой", то зачем и копья-то ломать, и деньги тратить?

Предложу свою версию. При Рейгане кто-то из американских денежных мешков (куда в США без них?) нажился на СОИ, при Обаме — на PGS.

Президента США Рональда Рейгана называли отцом "Звездных войн", о которых много шумели в прессе, детей пугали, но которые благополучно сошли на нет. Пиара было много, но на выходе… Барак Обама может стать отцом PGS которые так же благополучно могут усопнуть через какое-то время. Мировой, а точнее, американский же опыт это показывает.

Считается, что программа Стратегической оборонной инициативы (СОИ), или "Звездные войны", стартовала в США 23 марта 1983 года после заявления тогдашнего президента этой страны Рональда Рейгана. Это был, прямо скажем, один из наиболее амбициозных проектов в сфере национальной безопасности США.

Вспомним, что 1983 год стал пиком первой "холодной войны" между США и СССР. Тогда влиятельный американский журнал Bulletin of the Atomic Scientists, который с 1947 года ведет проект часов "Судного дня", отсчитывающих минуты до начала ядерного Апокалипсиса, перевел стрелки в положение "три минуты до полуночи".

Кстати, сам Рейган, как свидетельствуют его биографы, не терпел, когда СОИ называли "Звездными войнами". А Джордж Лукас, создатель киношных "Звездных войн", как писала многочисленная пресса, не любил, когда придуманный его командой бренд целого цикла захватывающих воображение кассовых фильмов как бы "прилип" к программе СОИ.

Рейгановские "Звездные войны" предусматривали развертывание боевых лазеров; противоракет, способных уничтожать вражеские баллистические ракеты в космическом пространстве; суперсенсоров и мощнейших компьютеров, способных наводить на цели лазеры и ракеты-перехватчики. Эта программа ставила под сомнение доктрину "гарантированного взаимного уничтожения", согласно которой ни США, ни СССР не были заинтересованы в том, чтобы начать ядерную войну, поскольку агрессора гарантировано уничтожали ответным ударом.

Но изначально многие эксперты указывали, что этот проект — чистой воды фантастика. И что Рейгана уговорили (или даже заставили) начать продвигать его военно-промышленные круги США, которые, в конце концов, на нем неплохо и нажились…

В марте минувшего года, в статье в The Washington Post, посвященной 30-летию начала проекта "Звездных войн", директор по исследованиям в либеральной Ассоциации по контролю над вооружениями Том Коллина высказался об этом проекте следующим образом: "Это была большая афера президента Рейгана! Она была невероятно амбициозна, потому что большинство предлагавшихся им проектов оказалось невозможно реализовать".

В общем, как таковую СОИ создать было просто невозможно, как невозможно сегодня создать противоракетную оборону, способную противостоять некоторым угрозам. Были и на Западе трезвые головы, которые говорили, что это, скорее всего, говоря современным языком, всего лишь "разводка на бабки" могучего американского государства.

Но в то же время, СОИ тогда изрядно напугала наше высшее военно-политическое руководство, и СССР всерьез втянулся в гонку вооружений в этой сфере, несмотря на яркий пацифизм пришедшего вскоре к власти Горбачева. В 1987 году стало известно, что СССР также ведет работы над аналогичной программой. А через несколько лет страна с таким названием прекратила существование… И тогда же перестали говорить о "Звездных войнах" и на Западе!

Бывшую "Империю зла" (по выражению того же Рональда Рейгана) завалили и без всяких космических баталий. По-простому. Программе СОИ как таковой была суждена относительно недолгая жизнь. В изначальном виде она дожила лишь до 1991 года. Хотя ряд технологий, интегрированные в СОИ — например, система глобального позиционирования GPS — ныне стали общедоступными.

Конечно, существуют и другие мнения о "Звездных войнах". Но ведь их уже нет, этих широко разрекламированных при Рейгане космических баталий! Почему-то не сомневаюсь, что кто-то что-то возразит и по поводу вышеизложенного мнения о судьбе рекламируемой при Обаме системе PGS. Ну что ж, тут только время рассудит…