"Не надо себя тешить тем, что противостояние закончилось" 

Обычно говорят так — если у страны нет сильной ПВО, участь ее решена. Каждое второе воскресенье апреля войска противовоздушной обороны отмечают свой профессиональный праздник. Как и чем сбивали аэропланы в конце 1914-го года, о роли ПВО в обороне Москвы, о нарушивших воздушное пространство СССР американских бомбардировщиках У-2, а также о многом другом в прямом эфире видеоканала Pravda. Ru рассказал бывший начальник Зенитно-ракетных войск командования специального назначения (2007-2009 гг.), полковник Сергей Хатылев.

— В самом начале Первой мировой войны уже началась борьба с аэропланами. В Российской империи появились первые подразделения, которые вели борьбу с воздушным противником. После Октябрьской революции при РККА сразу были созданы войска ПВО. С чего и как началась история защитников нашего неба?

— История началась несколько раньше. В 1913 году царское правительство приняло решение о создании средств противосамолетной обороны. Была создана пушка 76,5 мм инженером Лендером на Путиловском заводе. Она могла применяться для уничтожения воздушных целей.

Также начали применяться самолеты, в основном заграничного производства, для уничтожения воздушного противника. Организационно назрела необходимость защищать небо Петербурга и Москвы. Разрабатывались определенные организационные мероприятия, чтобы эффективно обнаруживать врага на определенной дальности, необходимой для своевременного уничтожения воздушных целей. Создавались посты визуального наблюдения и предупреждения о воздушном нападении. Применялись средства зенитной артиллерии.

После Октябрьской революции назрела необходимость в организационных и технических мероприятиях. Создавались подразделения, на вооружении которых были средства, которые достались от царской армии. Все средства, которые в то время могли применяться и в воздухе, и на земле, объединялись общим командованием. В 1918 году были разработаны оперативные документы, определен порядок уничтожения воздушных целей. Тем самым впервые в истории военного дела закончилось формирование подразделений по борьбе с воздушным противником в единой системе управления, оповещения и огневого воздействия.

— А какие тогда были средства, на чем они размещались?

— Были сделаны специальные установки, пушка Лендера была уже сделана на такой установке. Применялись так же полевые орудия, для которых делались специальные станки. Затем уже перед Великой Отечественной войной получили широкое распространение турельные установки, во время войны они активно применялись.

— Угроза мировой войны заставила руководителей Советского государства серьезно заняться укреплением ПВО. Какие меры были предприняты и какие коррективы внесла война в систему ПВО?

— Уже в предвоенные годы Сталин и советское правительство принимали решительные меры к тому, чтобы защитить небо столицы и небо крупных промышленных, административных центров Советского Союза. Все стратегические объекты были расписаны, кем и как они охраняются и обороняются с воздуха. Конечно, в начале войны у фашистской Германии было подавляющее преимущество в воздухе, и нашему ПВО пришлось нелегко. Но справились, и в итоге сумели переломить ситуацию.

— После войны западная авиация совершала разведывательные полеты. Согласно постановлению Совмина от 9 августа 1950 года в сжатые сроки был создан проект, который пресек эти попытки. Потом был новый виток. А как обстоит дело сейчас?

— Да, техника и противостояние не стоят на месте. Разведка идет и сегодня в реальном масштабе и времени, с возможностью наведения в одну точку до 10 видов вооружения. Поэтому не надо себя тешить, что что-то закончилось. Все продолжается, только на более высоком уровне.

Сейчас, конечно же, границы далеко вверху. На земной государственной границе, конечно, количество войск, которое в 50-70-е годы несло боевое дежурство, резко сократилось.

Сейчас пришли на вооружении другие системы, в том числе ЗРС С-400. Увеличилась эффективность, количество уничтожаемых целей.

Естественно, противник тоже модернизируется, ищет способы проведения не только разведывательных действий, но и изыскивает способы, как снизить эффективность действий нашей противовоздушной обороны, на земле, в воздушном пространстве и в космосе. Но и у нас ЗРК С-500 уже на подходе, практически готова, хотя о боевом применении пока речь не идет.

Разумеется, не буду говорить о секретных вещах, но можно сказать, что в системы С-500 закладывают алгоритмы боевого управления для решения задач на высотах более 100 км. На сегодняшний день мы ее в глаза еще не видели. Будет команда, будем изучать, будет производить.

Ведь я работаю на заводе начальником цеха, который делает зенитно-управляемые ракеты для комплексов С-300 и С-400. Раньше я их применял, выполняя боевые стрельбы, неся боевое дежурство, а сейчас я их изготавливаю. Изделия наш завод производит хорошие. Представьте себе пятикопеечную монету на высоте 70 км. Ракета захватывает и уничтожает эту цель с эффективностью единица, то есть 100 процентов.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала