30 июля в России отмечают День Военно-морского флота. По традиции, в этот день торжества проходят на всех базах ВМФ. Главный парад ВМФ сегодня состоялся в Санкт-Петербурге. Его принял лично президент Российской Федерации и верховный главнокомандующий Владимир Путин.
Здесь участниками парада стали более трех десятков судов — от небольших катеров до атомного ракетного крейсера "Петр Великий". В параде также приняла участие самая большая атомная подводная лодка в мире "Дмитрий Донской", которая недавно произвела неизгладимое впечатление на жителей балтийского побережья Германии. В прессе этой страны АПЛ назвали "черным гигантом".
А в Североморске одним из ярких моментов праздника стала масштабная высадка десанта. Здесь в параде приняли участие сразу несколько подводных лодок, в том числе два атомных ракетоносца. Впрочем, даже они казались небольшими на фоне тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".
В Севастополе парад возглавил флагман Черноморского флота, гвардейский ракетный крейсер "Москва". В Севастопольской бухте зрителям продемонстрировали маневры десанта, ракетные стрельбы.
Во Владивостоке в торжествах были задействованы более полутора тысяч военнослужащих, около 40 боевых кораблей, подлодок, катеров.
О том, какие перемены происходят сейчас в российском Военно-морском флоте, "Правда.Ру" побеседовала с председателем Общероссийского движения поддержки флота, кандидатом политических наук, капитаном первого ранга Михаилом Ненашевым.
— Насколько изменился военно-морской флот России за последние годы? Как в целом идет модернизация?
— Мы говорим не только о поздравлениях по случаю Дня ВМФ, а о реальном развитии военно-морского флота России. И последние годы наш ВМФ качественно стал другим. Например, впервые российский флот применил для выполнения поставленных задач крылатые ракеты за пределами полигонов. За тысячи километров крылатыми ракетами мы разбили террористические гнезда в Сирии.
Стремительно возросла роль российского флота в мире. Вот почему сейчас в разных странах — от Филиппин до Ирака — растет запрос на то, чтобы наши корабли присутствовали в тех или иных регионах мира. Об этом говорят и российско-китайские военно-морские учения на Балтике. Мы китайцев пригласили в свою зону интересов и дали понять Западной Европе и США, что мы будем строить международную систему безопасности без их участия.
— Какие изменения вы бы отметили в техническом оснащении флота?
— Конечно, новые подводные лодки. В первую очередь это дизельные лодки, которые несут на борту крылатые ракеты "Калибр". Эти подводные лодки по своим тактико-техническим характеристикам могут выполнять сложнейшие задачи в различных районах мирового океана. Дизельная лодка малошумна, ее очень трудно обнаружить, но она несет такой арсенал вооружения, который позволяет решать стратегические задачи. И раньше на лодках тоже были крылатые ракеты, но они были ограничены по дальности. А те, что сейчас стоят на новых дизельных подводных лодках, это совершенно новый вид подводных лодок.
Также сейчас у нас идут новые фрегаты — например, "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен". Это корабли XXI века и с точки зрения радиоэлектронной защиты, и с точки зрения кибервооружения. Эти корабли идут как яхта, у них тихий ход. Это уже другая эффективность по энергетике, по двигателям.
— С какими проблемами сталкиваются при модернизации флота, насколько они существенны?
— В первую очередь это проблема инфраструктуры флота, то есть оборудование баз причалами, базами хранения оружия. Это проблема номер один. К примеру, город воинской славы Полярный. С него начинался Северный флот, там базируется Кольская флотилия. К сожалению, Полярный не имеет современной причальной системы. Постоянно не хватает денег на модернизацию. Поэтому вопрос инфраструктуры ключевой.
То же самое — Военно-морская академия Кузнецова, где готовятся лучшие кадры для флота. Она нуждается в скорейшей модернизации, там очень много оборудования еще с 70-х годов.
Но самое главное, внутри системы удалось бы навести порядок. Потому что, к примеру, Северный флот — самостоятельный флот, а остальные флота входят в структуры сухопутных округов. Это тоже не совсем понятно. Вопрос управления тоже относится к проблемам обеспечения.
Следующий блок вопросов — это колоссальный недостаток морской авиации. Нам нужны противолодочные самолеты, патрульная авиация и новые вертолеты.
— На чем стоило бы сосредоточить усилия? То есть, исходя из возможностей, какие здесь приоритеты? Авианосцы, подводные лодки, крейсеры?
— В XXI веке России нужен сбалансированный флот. Нашему флоту, думаю, необходимы четыре авианосца. Нам нужны современные авианосцы, чтобы были и самолеты, и вертолеты на борту, и беспилотники современные в том числе, тяжелые.
Также важнейшая задача — наращивание производства новых кораблей, модернизация уже действующих. Необходимы корабли противоминного назначения, десантного назначения. Также необходимо усиливать морскую пехоту. А самое главное — базы для подготовки кадров, учебные центры. Вот с этим надо сейчас работать.