Значение второй линии: битва при Заме

В 204 году до н. э. римский сенат, раздраженный агрессивной политикой Карфагена, укреплявшего торговые связи и расширявшего свои владения, решил остановить рост влияния этого свободного города. Он собрал большую армию, которая отплыла в Африку для встречи на поле боя с войском Карфагена.

Подготовка войск

Узнав о приближающейся римской армии, сенат Карфагена призвал Ганнибала, который в это время вел войну в Италии. Ганнибал приехал, пришел в Сенат, выслушал приказ о немедленном сражении с римской армией и отказался делать это, так как его войска по большей части состояли из молодых необученных воинов. Даже слонов, которые представляли в сражении грозную силу, только что привезли в Карфаген и даже не успели обучить. Но сенат настоял на битве, и Ганнибалу пришлось готовиться к встрече с римской армией.

Римляне привезли на кораблях 30 тысяч воинов. Уже в Африке они приняли в свои ряды часть нумидийской конницы, использовав распри между вождями. Командовал римлянами консул Публий Корнелий Спицион по прозвищу "Африканский". К армии, состоящей из пехотинцев, Спициондобавил порядка 8 тыс. конных мидийцев и нумибийцев. Ганнибал располагал 35 000 пеших солдат и 2-3 000 конников. Кроме того, мощный удар могли нанести 80 боевых слонов.

Сражение между римской армией и карфагенянами произошло 19 октября 204 г. до н. э. при Заме — Нарагтаре в Северной Африке.

С точки зрения тактики боя, эта битва впервые продемонстрировала силу и самостоятельность вторых линий обеих армий, которые могли как обороняться, так и наступать, принимая решения в зависимости от боевой обстановки. У Спициона вторая линия состояла из принципов, которых поддерживали самые опытные и закаленные воины — триарии. У Ганнибала во второй линии стола основная сила — пехота при поддержке испытанных бойцов, с которыми он провел в боях 15 лет. Римская конница прикрывала фланги, а карфагенский военачальник пустил вперед отряд боевых слонов и конницу.

Битва

Ганнибал начал сражение с того, что пустил на врага слонов и конницу, удерживая вторую линию пехотинцев на месте. Атаку Ганнибала отразила римская конница. Но карфагенская конница быстро отступила, увлекая за собой римских всадников. Таким образом карфагеняне получили оперативный простор для боя. Атака слонами Ганнибалу не удалась, поскольку плохо подготовленные животные, чувствуя боль от дротиков и стрел, поворачивали назад, сбрасывая вожаков и лучников, и уничтожая все, что попадалось им на пути.

Тогда римские легионы перешли в наступление. В центре шел кровопролитный бой. Римские легионеры, хорошо обученные и закаленные в боях, столкнулись с наемниками карфагенской армии, которые не имели морального стимула умирать за чуждую им страну. К тому же их подготовка в рукопашном бою значительно уступала римской. Поэтому вторая линия стала отступать. Но сзади у Ганнибала стояли наготове его испытанные ветераны, которые напали на римлян и сумели некоторое время сдерживать их. Но у Спициона был свой козырь. Он выпустил на карфагенских ветеранов своих триариев. Завязался бой профессионалов. Противостояние было тем более упорным, что в рядах римлян бились исключительно граждане Рима, а на стороне Ганнибала - граждане Карфагена. Ни одна сторона не могла получить перевеса. Но тут возвратилась прогнавшая карфагенских наездников римская конница, и карфагеняне были разбиты.

Фото: Соцсети

Читайте также:

Как битва при Аустерлице стала уроком для Александра I

Битва при Сомме: кровопролитное сражение Первой Мировой


Автор
Сергей Сет