О природных богатствах Сибири было известно еще со времен первых русских экспедиций в этот край. Богатая база полезных ископаемых, топливные и энергетические ресурсы, а также обширная территория их распространения позволяли рассматривать этот регион как потенциально пригодный для развития промышленности.
Исторически необходимость широкомасштабного промышленного строительства сложилась в Сибири с наступлением Великой Отечественной войны. Перед руководством СССР встала задача эвакуации важнейших промышленных предприятий из западных областей страны. В качестве районов размещения основной массы предприятий были выбраны регионы Урала и Сибири. Это было обусловлено в первую очередь тем, что здесь располагались основные сырьевые базы СССР, которые позволяли наладить производство продукции в короткие сроки, а также удаленностью данных регионов от районов ведения боевых действий.
Если промышленность Урала на тот момент времени была уже в достаточной степени развитой, то, говоря о Сибири, стоит отметить, что доля предприятий промышленности была незначительной, а доля оборонного строительства здесь была практически сведена к нулю. По сути, для Сибири именно в этот момент наступает эпоха промышленного переворота.
С начала войны на территории Сибири были размещены предприятия трёх важнейших оборонных комиссариатов СССР:
- танковой промышленности;
- авиационной промышленности;
- комиссариата вооружений и боеприпасов.
В дальнейшем эти предприятия составили основу для многих заводов и комбинатов гражданской промышленности, часть из которых функционирует и сегодня. Часть предприятий была вывезена обратно в районы своего первоначального базирования, но некоторые продолжают выпуск оборонной продукции и по сей день, в том числе включая современные виды вооружений, не имеющие аналогов.
В годы Великой Отечественной войны в Сибири появилась такая отрасль, как танкостроение. Крупнейшим предприятием этой отрасли являлся завод № 174 в Омске. Предприятие занималось выпуском танка Т-34, а также его модификации с более мощным орудием — Т-34-85.
За время ВОВ завод стал настоящим промышленным гигантом, коим остается и по настоящее время. Сейчас на предприятии ОАО "Омсктрансмаш", бывшем заводе №174, выпускаются различные виды боевых машин:
Сегодня завод производит танки Т-80У, модификацию Т-80-УК, а также модернизированный танк Т-55АМ. Предприятие выпускает и продукцию гражданской направленности.
Еще одним предприятием НКТП в Сибири являлся завод под обозначением №77 в Барнауле. Сегодня он носит название "Трансмаш". В период Великой Отечественной войны он занимался выпуском двигателей В-2 для танков Т-34. Сегодня завод ориентирован преимущественно на гражданское производство, среди выпускаемой продукции — дизельные генераторы, двигатели различных типов и электроагрегаты.
В годы Великой Отечественной войны Сибирь стала настоящей колыбелью советского авиационного строительства. За этот период в Сибири было размещено множество авиазаводов и конструкторских бюро. Крупнейшим центром авиастроительства в Сибири стал Новосибирск. На его базе еще в 1931 году было начато строительство авиационного завода, которому потом было присвоено имя В. П.Чкалова. Во время войны предприятие занималось производством самолетов, преимущественно истребителей:
Сегодня "Новосибирский авиационный завод им. В. П.Чкалова" входит в состав авиаконцерна "Сухой" и выпускает истребители Су-34. Кроме того, совместно с другими предприятиями налажен выпуск самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100).
Можно долго говорить как о том, какое влияние на последующее развитие Сибири оказали предприятия оборонной промышленности в годы Великой Отечественной войны, так и о том, сколько таких предприятий функционирует сейчас и как они осуществляют свою работу. Несомненным фактом является одно: размещение в период Великой Отечественной войны предприятий военно-промышленного комплекса сыграло важнейшую роль в индустриальном развитии Сибири. Сегодня предприятия, образованные в те тяжелые годы, составляют костяк ее экономики.