Год без Сердюкова: армия "приходит в себя"

Год назад президент России Владимир Путин объявил о смене главы министерства обороны. Вместо Анатолия Сердюкова на этот пост был назначен Сергей Шойгу, который до того момента возглавлял Московскую область.

Назначение Шойгу произошло на фоне громкого скандала вокруг фирмы "Оборонсервис", фигурантами которого оказались приближенные прежнего министра обороны.

Впрочем, Анатолий Сердюков и до истории с "Оборонсервисом" был одним из самых нелюбимых российских министров. Многочисленные критики ставили ему в вину неудачную — мягко говоря — реформу Вооруженных сил.

Эксперты, комментируя отставку предыдущего министра обороны, отмечали, что "Сердюков свое дело, связанное с реформой, в значительной степени завершил". "Другой вопрос, насколько удачно ему это удалось, какова была цена реформы…", — отмечал, в частности, политолог Алексей Зудин.

Судя по тому, сколько шишек сыпется на Анатолия Сердюкова по сию пору, удачными произошедшие при нем в армии изменения признают немногие…

Выбор главы государства был вполне объясним. Сергей Шойгу фактически создал одно из самых эффективных ведомств — министерство по чрезвычайным ситуациям. И вполне успешно руководил им долгие годы. Были все основания полагать, что и на новом посту он себя сможет проявить.

Год — это, конечно, совсем не тот срок, по которому можно судить о глобальных успехах или неудачах нынешнего главы оборонного ведомства. Хотя, конечно, какие-то выводы сделать можно. Хотя бы по результатам социологических опросов. Согласно которым Сергей Шойгу неизменно остается самым популярным министром.

С вопросом о том, чего ему удалось добиться за прошедший год, "Правда.Ру" обратилась к экспертам.

Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона":

— За прошедший год удалось укрепить вооруженные силы по целому ряду направлений. Это позволило в значительной степени изменить морально-психологический климат в армии.

Что из сделанного наиболее заметно? Во-первых, практика внезапных проверок боеготовности войск. Затронуты все без исключения округа, флоты, виды вооруженных сил. Это позволило оценить реальное состояние армии и ее готовность выполнять боевые задачи в условиях внезапно начавшейся войны. И соответствующим образом корректировать планы военного строительства.

Во-вторых, был разработан план деятельности министерства обороны до 2020 года. Который предусматривает полную синхронизацию по срокам и объемам мероприятий, оснащению войск образцами современной военной техники, строительству инфраструктуры, подготовки офицеров, сержантов, солдат.

Надо также отметить, что сегодня принимаются решения, направленные на перспективное видение угроз, которые могут быть актуальными для нашей страны в ближайшие десятилетия. Это новая структура базирования (войск), и воссоздание системы полярных аэродромов для действия дальней авиации.

Это организация на постоянной основе военно-морских группировок — например, в Средиземном море. Кстати говоря, активизация военных усилий позволила нашим дипломатам добиться благоприятных решений по ситуации вокруг Сирии.

При активном участии министра обороны Россия активно сейчас продвигает свои интересы в Арктике. Речь, в частности, о походе кораблей Северного флота к Новосибирским островам, восстановление там военного аэродрома.

Произошла дальнейшая гуманизация воинской службы. Например, по инициативе министра в каждой роте, в каждой казарме строятся душевые. Произошел переход на новую, улучшенную полевую форму. Вводятся "шведские столы".

Вот из таких крупных и мелких деталей складывается позитивная картина движения армии вперед. Сегодня в полной мере решаются задачи боевой подготовки, проходят масштабные учения, улучшаются условия быта и службы военнослужащих. Созданы научные роты, как новый элемент возможности сделать карьеру в вооруженных силах. Конкурс туда, кстати, 12 человек на место.

Самое главное, что произошло — изменение отношения общества к армии. Она сегодня рассматривается как престижный социальный институт, как возможность для дальнейшей большой карьеры, обязательной ступенькой для которой является воинская служба по призыву. Служба в армии снова престижна — и во многом это связано с преобразованиями, которые провел Сергей Шойгу в качестве министра обороны.

Андрей Красов, член комитета Госдумы по обороне:

— Штатная структура стала меняться. (При прежнем министре) дивизии были преобразованы в бригады. Но главной цели — боеготовности — мы не достигли. Сейчас начинается не обратный переход, но создание, возвращение отчасти к дивизионному, в том числе, составу.

Стояла задача по переоснащению наших вооруженных сил. Вы помните, какие проблемы возникали с этим вопросом, постоянно срывался гособоронзаказ. Сейчас уже не возникает как бы споров. Хотя наверняка существуют проблемные вопросы, в том числе между министерством обороны и представителями военно-промышленного комплекса.

Войска начали заниматься боевой подготовкой. Хотя, надо заметить, что первые шаги, чтобы освободить войска от, скажем так, той деятельности, которой они не должны заниматься, были сделаны предшественниками (Шойгу). Но вот крупномасштабные стратегические учения — первые шаги были сделаны именно при новом министре обороны.

Внеплановые и плановые проверки войск — то же самое. Или, скажем, передислокация войск с одних театров военных действий на другие.

Если мы хотим иметь боеспособную армию, следует ее держать в тонусе, постоянно заниматься боевой подготовкой.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить