Вернется ли РФ в Средиземноморье?

Накануне на расширенном заседании руководящего состава вооруженных сил министр обороны Сергей Шойгу заявил, что Россия создаст оперативное соединение ВМФ в Средиземном море и обеспечит его постоянное функционирование. Это будет сделано, по словам министра, довольно скоро — уже с 2015 года.

Такое уже было в нашей истории: цели и задачи новой группировки кораблей российского флота аналогичны целям и задачам пятой эскадры ВМФ СССР. Во времена Советского Союза в "средиземке" в отдельные годы присутствовало одновременно до 15 "вымпелов", то есть боевых кораблей и вспомогательных судов обеспечения.

Эта эскадра с 1967 по 1992 годы в условиях холодной войны решала боевые задачи в зоне так называемого Средиземноморского театра военных действий, обеспечивая безопасность страны с южных рубежей. Причем, если верить первоисточникам, бороздило Средиземное море в числе прочих кораблей одновременно до пяти дизельных подводных лодок Черноморского флота и не менее двух-трех атомных субмарин Северного флота.

В составе пятой эскадры, постоянно курсировавшей в этой акватории, было не менее трех больших десантных кораблей — обычно один нес на своем борту полностью укомплектованное подразделение Северного флота, другой — Черноморского. Периодически несли службу в море и корабли Балтийского флота. В 1981 году в дальней автономке тут была даже стратегическая атомная лодка с Тихоокеанского флота.

Однако и во времена "новой России" флот все-таки старался по мере сил и возможностей не покидать полностью эту сложную для мореплавания акваторию. Достаточно вспомнить трагически погибшую подлодку "Курск". До своей гибели именно "Курск" отличился во времена югославского вооруженного конфликта, присутствуя в морских глубинах на дальности выстрела своих крылатых ракет по побережью. Как знать, возможно, именно присутствие наших сил в Средиземном море позволило югославскому конфликту все-таки в конце концов завершиться…

Читайте также: С-400 против MEADS

К удивлению сил слежения НАТО, нашей субмарине удалось каким-то образом совершенно незамеченной пройти через Гибралтар и на протяжении сравнительно продолжительного времени ускользать от слежения и преследования. Говорят, что командир "Курска" Геннадий Лячин был даже представлен за свой подвиг (а кроме как подвигом это и не назвать) к званию Героя России. Увы, в наше время беда приходит обычно куда быстрее, чем ходят по бюрократическим инстанциям представления к наградам. Командир так и не успел получить высокое звание, "Курск" погиб… Но это уже совсем другая история.

А нынешняя история в том, что у России действительно есть стратегические интересы в этом регионе Мирового океана. Как заявил министр иностранных дел Сергей Лавров, "присутствие российского флота в Средиземном море безусловно является стабилизирующим фактором для региона". И если наша страна не будет, как говорят дипломаты, демонстрировать тут свой военно-морской Андреевский флаг, то на этих интересах со временем можно будет поставить жирный крест.

В свете этого намерение вернуться в Средиземное море видится обоснованным. Россия имеет все возможности для создания и обеспечения функционирования оперативного соединения Военно-морского флота в Средиземном море на постоянной основе, заявил министр обороны.

Но в то же время, как заявлял ранее журналистам тот же Сергей Шойгу, "общее состояние дел на флоте нельзя назвать удовлетворительным". "В первую очередь это связано с тем, что в течение длительного времени на флот не поступали новые корабли и суда, не соблюдались сроки выполнения технического обслуживания. В результате большую часть корабельного состава приходится эксплуатировать с продленными межремонтными периодами, многие корабли и суда имеют ограничения по использованию вооружения и военной техники", — сказал глава оборонного ведомства.

Согласитесь, в словах министра, сказанных в разное время, есть некое противоречие… Хорошо ли просчитано было озвученное министром "средиземноморское" решение? Все ли нюансы учтены? Некоторые российские военные эксперты считают, что проблемы с развертыванием постоянно действующей группировки ВМФ в Средиземном моревсе-таки будут, и, возможно, немалые.

 

Вот что рассказал в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" бывший сотрудник мобилизационного управления ВМФ СССР, кандидат военных наук, доцент, капитан I ранга в отставке Сергей Николаевич Васютин:

— Мне кажется, что недавние заявления министра обороны имеют в первую очередь политические, даже геополитические, а не чисто военные цели — мол, пусть знают! И не исключено, что названный срок развертывания группировки нашего ВМФ к 2015 году был назван без учета этих проблем. И главная из них — отсутствие на берегах Средиземного моря сколько-нибудь подготовленной действующей базы для снабжения постоянно курсирующего в этой акватории флота.

А ведь, по разным данным, новое оперативное соединение кораблей и судов ВМФ России в Средиземном море, о создании которого упомянул Сергей Шойгу, может насчитывать до 8-10 единиц. И береговое снабжение ему будет все равно необходимо — от этого никуда не деться.

Далее. В некоторых публикациях прессы уже отмечалось, что в качестве штабных кораблей для создаваемого в этом регионе оперативного соединения ВМФ рассматриваются в числе прочих кораблей вертолетоносцы типа "Мистраль", которых еще нет в составе нашего ВМФ и еще неизвестно, когда они реально будут. Во всяком случае, у никак не к 2015 году, а гораздо позже. Если вообще будут - тут вопрос вообще спорный и запутанный, что называется, "вилами по воде писано".

Впрочем, подходящая береговая база была и у СССР, и даже какое-то время у России — в воюющей ныне Сирии. Пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России в сирийском порту Тартус — пожалуй, единственный реальный пункт базирования российских боевых кораблей в Средиземном море и единственная в настоящее время российская военная база в дальнем зарубежье, которая состоит из двух плавучих пирсов длиной 100 метров каждый. Причем один из них сейчас находится, если верить прессе, в нерабочем состоянии.

Военно-морской пункт обеспечения в Тартусе появился у СССР в 1971 году, в соответствии с двухсторонним соглашением между двумя странами. Изначально пункт был создан для обеспечения действий советского флота в Средиземноморье, а именно для ремонта кораблей пятой оперативной эскадры, их снабжения топливом и расходными материалами.

В 1991 году, после развала СССР, Средиземноморская эскадра прекратила свое существование, но пункт материально-технического снабжения остался и даже сейчас, когда в Сирии идет настоящая война, поддерживается в полузаконсервированном виде. Предполагаемая модернизация, увы, не состоялась…

В 1991–2007 годах осуществлялись разовые походы кораблей ВМФ России в Средиземное море, и корабли пользовались пунктом в Тартусе для пополнения запасов топлива и продовольствия. База в Тартусе смогла бы обеспечивать всем необходимым корабли, которые будут выполнять озвученные недавно Сергеем Шойгу задачи.

Но как раз сейчас в Сирии идет настоящая гражданская война, и этот вопрос давно перешел из области практических в разряд чисто теоретических. России придется, во-первых, дождаться окончания конфликта в Сирии, во-вторых, договориться о безопасном использовании базы в Тартусе с теми властями, которые будут править страной к тому времени. Ну, а в третьих — восстановить разрушенную инфраструктуру базы.

Ещё в 2010 году в Министерстве обороны России не отказывались от планов иметь в будущем пункты базирования не только в Тартусе, но и на острове Сокотра (Йемен) и в порту Триполи (Ливия). Однако "арабская весна", вызвавшая изменение политической обстановки в этом регионе, поставила эти планы под сомнение.

Сейчас, когда сирийский конфликт продолжается уже довольно продолжительное время, подавляющее число наших экспертов считает, что в случае свержения хорошо относящегося к России президента Асада прозападный режим, который вполне может прийти ему на смену, вообще закроет нашу базу в Тартусе. Вот, в общем-то, основная проблема, с которой может столкнуться развертывание оперативной постоянно действующей группировки нашего ВМФ в Средиземном море.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить