Модернизация российских подводных лодок

Возвращение легендарной "Барракуды"

Минобороны РФ начинает ремонт и модернизацию двух атомных многоцелевых подводных лодок проекта 945 "Барракуда" с титановыми корпусами. Несмотря на то, что одна из них была выведена из состава ВМФ еще 14 лет назад и более 20 лет стояла у причала в Северодвинске, а вторая, хоть сейчас и в строю флота, в море не выходила полтора десятилетия.

Однако тут есть свой резон: ведь титановые корпуса подлодок этого проекта имеют практически неограниченный срок эксплуатации и даже сейчас, через несколько десятилетий со времени постройки, находятся, что называется, в первозданном состоянии.

И корабелам предстоит заниматься не столько корпусом, сколько менять "начинку" и оружие подлодки на новейшее оборудование, которое, кстати, практически в полном объеме производится только российским Оборонно-промышленным комплексом. В кооперации ОПК будут задействованы около тысячи различных предприятий из почти полусотни регионов России.

Автору этих строк не раз доводилось быть на этих уникальных подлодках. Более того, одну из лодок проекта "Барракуда" довелось увидеть даже во время постройки, на стапеле завода Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород) на курсантской практике в 1981 году. Один из сормовских корабелов тогда как бы в шутку попросил поднять здоровенную штуковину на эллинге. Я тоже как бы в шутку взялся (мол, где мне) и… поднял без труда. Титан намного, почти в два раза, легче железа. А в Северодвинске, столице корабелов-атомщиков, иметь садово-огородный инвентарь из титана до сих пор считается особым шиком…

Подводные лодки проекта 945 "Барракуда" (обозначение НАТО — "Sierra-I") — это серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в 1979–1986 годах. "Барракуды" положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе. Всего на заводе "Красное Сормово" было построено два таких корабля: Б-239 "Карп" и Б-276 "Краб", позднее переименованный в "Кострому".

Скорость полного хода "Барракуд" составляет в среднем 35 узлов. В составе их вооружения шесть торпедных аппаратов калибра 533 и 650 мм, а в боекомплект входят до 40 торпед, крылатых ракет и морских мин. Головная, то есть первая в серии лодка проекта К-239 "Карп" начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы, была списана. Вторая, К-276 "Краб", заступила на боевую службу в 1987 году.

11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой "Батон Руж" типа "Лос-Анджелес". У "Краба" была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на "Батон Руж" после столкновения был пожар. После аварии АПЛ "Батон Руж" своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Серия получила развитие в модифицированном проекте 945А "Кондор". Строительство лодок проекта 945 и 945А для ВМФ СССР проходило в 1979–1990-х годах. При изготовлении корпуса использовались титановые сплавы, уменьшившие массу кораблей при более высокой прочности.

Почему российскими военными и промышленными структурами было принято решение использовать корпуса атомных подлодок, которым уже несколько десятков лет, вполне объяснимо. Кроме того, что как металл титан практически не подвержен коррозии, его магнитные характеристики позволяют использовать гидроакустическое, навигационное и другое специальное оборудование совершенно нового типа.

Хотя о точных характеристиках этого нового оборудования и технических систем в отрытой прессе практически ничего нет, однако некоторые военные эксперты уже высказывают вполне разумные предположения, что некоторые из них будут основаны и на совершенно новых физических принципах работы, чем ранее применявшиеся в строительстве подводного флота.

Немаловажно, что у модернизированных титановых подлодок будет и совершенно иные показатели скрытности, чем у ныне действующих российских подлодок всех проектов, в том числе и самых новых, ныне строящихся "Бореев" и "Ясеней". Сейчас уже не применяются термины, которые вовсю использовались во времена СССР — "вероятный" и "потенциальный" противник. Применим другое выражение.

Итак, у стран, "которые имеют возможность проводить техническое слежение за российскими подлодками", пока нет на вооружении систем обнаружения, которые могли бы эффективно отслеживать в пучинах океана следы титановых субмарин по магнитным показателям. Иностранные разработки по этой теме были если не прекращены, то заморожены еще в начале 90-х годов прошлого века, когда стало ясно, что флоту новой России не по карману хоть как-то привести в боеспособное состояние несколько титановых кораблей.

В силу этого "вероятным" и "потенциальным" придется потратить гигантские средства на такие системы. По самым скромным подсчетам, создание "оружия противодействия" обычно обходится в два-три раза дороже, чем постройка головного образца самого оружия. В общем, кроме того, что Россия получит новейшие с точки зрения оснастки и оборудования военные корабли, она еще и преподнесет серьезный "подарочек" военным бюджетам тех стран, которые захотят наладить "техническое слежение" за ними…

Ну и, наконец, еще один, хотя и не самый решающий, повод использовать титановые корпуса уже построенных подлодок -- это, как ни странно, экономия! Несколько лет назад, когда в том же Северодвинске утилизировали первую в истории титановую подлодку проекта 661, корабелы, по из словам, пришли в ужас… от стоимости разделки этой лодки "на иголки". Титан - тугоплавкий, сверхпрочный металл с меньшей в два раза, чем у железа, плотностью и температурой плавления +1660°С. И на разрезку изделий из него, как оказалось, нужно куда больше средств, чем на разделку обычной, стальной лодки, прочный корпус которой обычно сделан из маломагнитной стали марки ОХ18Н10Т. Кстати, как уже сообщала Pravda. Ru, первая в мире титановая подлодка К-222 -единственный корабль, построенный по проекту 661 "Анчар". Это была самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 80 километров в час (42 узла). За дороговизну постройки эту лодку красноречиво прозвали "Золотая рыбка".

Работы по ремонту и модернизации этих двух уникальных подлодок проекта "Барракуда" будет проводить Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске, соответствующий контракт с гарантированным в рамках гособоронзаказа финансированием уже подписан. Как сообщил Pravda. Ru ведущий сотрудник пресс-службы "Звездочки" Евгений Гладышев, уже во второй половине 2014 году первую подлодку проекта 945 с оперативно-тактическим номером К-239, которая "в миру" носит имя "Карп", поставят в цех, чтобы начать дефектацию систем и механизмов и первичные действия по их модернизации.

Но перед этим из реактора лодки предстоит выгрузить отработавшее ядерное топливо — у военных и заводчан это мероприятие называется "Операция номер 1". По планам, ремонт и модернизацию АПЛ предполагается завершить уже в 2017 году.

Помимо "Карпа", ЦС "Звездочка" будет модернизировать однотипную подлодку К-276 "Кострома". После завершения работ обе лодки по своим характеристикам будут соответствовать новейшим АПЛ четвертого поколения проекта 885 "Ясень". Напомним, что первая подлодка этого проекта, "Северодвинск", лишь совсем недавно принята в состав ВМФ РФ.

В более отдаленных планах "Звездочки" модернизация еще и титановых атомных подводных лодок проекта 945А (шифр "Кондор") — "Псков" и "Нижний Новгород". Кстати, до конца 2020 года на вооружение флота в общей сложности встанет более десяти модернизированных многоцелевых атомных подлодок и несколько дизельных.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *