Как Китай своровал самолеты у России и США

Китай уверенно расширяет свое влияние во всем мире, в том числе и в военной сфере. Страна повышает мощность своих военно-морских сил, вкладывает все больше и больше средств в военные технологии, но при этом не стесняется воспользоваться и опытом других стран.

Китайская народно-освободительная армия постоянно находится в поисках "вдохновения", когда речь заходит о необходимости разработки новых видов вооружения. Хотя покупка или кража иностранных военных технологий может рассматриваться как стратегическая слабость, Китай тем не менее отказывается от дорогостоящих и отнимающих много времени исследований и разработок в военно-технической отрасли.

Иностранные заимствования наиболее ярко просматриваются в китайских ВВС. Китай разрабатывает самолеты с широким спектром возможностей, но в отличие от США и других стран с высоко развитыми ВВС, большинство военных самолетов Китая основаны на разработках, которые были куплены или украдены у конкурентов.

В 1980-х годах США сотрудничали с Израилем в области разработки нового боевого самолета на базе General Dynamics F-16. Расходы на создание нового самолета постоянно росли, и США, в конце концов, вышли из сделки, оставив израильский истребитель Lavi незаконченным. Спустя годы американцы обнаружили, что Израиль продал планы по разработке Lavi Китаю, предоставив Поднебесной беспрецедентный доступ к технологиям, которые были изначально разработаны для F-16.

Китайский самолет J-10 имеет более чем поразительное визуальное сходство с F-16. Технология, полученная от Израиля, позволила Китаю достичь значительных успехов по сравнению с истребителями эпохи 1960-х годов. Этот военный самолет не стал последним китайским истребителем, который использовал в своей конструкции элементы F-16.

Обновленная версия J-10 была введена в эксплуатацию в прошлом году с усовершенствованной системой управления огнем с РЛС, более широким использованием композитных материалов для уменьшения веса самолета и рядом других обновлений, направленных на то, чтобы поддерживать актуальность J-10 в течение нескольких десятилетий.

В конце 1980-х годов Китай не упустил из своего внимания самолет Су-27, который был разработан в Советском Союзе для обеспечения превосходства в воздухе в противовес американским реактивным самолетам, таким как Т-14 Tomcat. СССР не оставалось другого выбора, кроме как продать китайцам технологию Су-27 перед лицом экономического спада, хотя изначально предполагалось, что Китай получит новый самолет бюро Микояна.

Китай быстро приступил к выпуску своих собственных самолетов Су-27, а затем улучшил их дизайн и в итоге создал самолет J-11. Технологии Су-27 включали в себя передовые системы авионики, которые Китай также смог использовать для более поздних платформ истребителя J-11.

В 2000 году Россия продала Китаю ряд разработок, которые были созданы для Су-27, а последующие усилия Китая по их использованию наряду с собственными технологиями привели к созданию самолета J-16 — модифицированного и обновленного Су-27.

СССР отказался расставаться с секретными разработками самолета Су-33, но Китай и тут нашел выход из положения и купил прототип самолета Су-33 у Украины.

Результатом этого стал истребитель, который имеет схожий дизайн складывающего крыла Су-33 и общий внешний вид в сочетании с несколькими китайскими нововведениями, которые позволили снизить вес машины.

В США полагают, что китайский военный беспилотник Caihong-4 (CH-4) основан на технологии, которая была изначально создана для американского БПЛА Reaper General Atomics MQ-9. Их внешнее сходство поразительно. Тем не менее CH-4 имеет меньшее количество блоков для подвешиваемых боеприпасов, что говорит о том, что его силовая установка слабее американской. Китай продолжал работать над усовершенствованием своего беспилотника и создал обновленную версию более надежного CH-5.

В 1960-х годах Китай купил у СССР чертежи на производство самолета МиГ-21 конструкторского бюро Микояна-Гуревича, который был впоследствии модифицирован для создания китайского самолета J-7. Этот самолет стал основой для нового сотрудничества КНР с Пакистаном, целью которого было принять на вооружение новый истребитель, который мог бы конкурировать с другим МиГом — новым советским самолетом МиГ-29.

Благодаря доступу Китая к технологиям самолета F-16 в рамках израильской программы Lavi, это сотрудничество привело к объединению характеристик F-16 и МиГ-21 и созданию нового самолета. Элементы F-16 и МиГ-21 можно увидеть в FC-1, нос и хвост которого похож на F-16, а крылья — на дизайн крыла МиГ-21.

Этот самолет продолжает летать и сегодня, и по многим причинам он является истребителем, который будет использоваться не один десяток лет. Новейшие версии JF-17 теперь включают возможность заправки в воздухе, более широкое использование композитных материалов для снижения веса, а также технологии ЭДСУ (электродистанционная система управления самолетом).

J-20 — первый истребитель пятого поколения Китая — был создан не только для того, чтобы стать конкурентом американскому F-22 Raptor. Во многих отношениях китайский истребитель стал прямой копией истребителя Raptor. Чертежи Lockheed Martin были украдены китайским гражданином по имени Су Бинь, который был приговорен к 46 месяцам тюремного заключения за это преступление.

J-20 и F-22 Raptor очень похожи друг на друга внешне, но на этом сходство заканчивается. Китайский истребитель не может похвастаться использованием передовой технологией stealth, что делает его уязвимым в воздухе.

Источник фото: Wikipedia

Читайте также:

Вооружение для самолетов: От пулемета до ракеты

Новый истребитель Су-57 из ПЗРК не сбить

Автор Дмитрий Судаков
Дмитрий Судаков — переводчик, редактор англоязычной версии Pravda.Ru *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *