Что США, Китай и Россия будут использовать в Третьей мировой

В контексте последних событий по поводу выхода США из договора по ограничению ракет средней и малой дальности, военные эксперты серьезно задались вопросами о том, какие из мировых стран имеют передовые военные разработки, и какие, собственно, имеет Россия.

Владимир Путин не так давно напомнил, что военная доктрина России в плане ядерного оружия предусматривает только ответный, а не превентивный удар. И всё же, есть ли у нас то, чем мы можем ответить?

В этом смысле, одной из «перспективных отраслей» является размещение вооружения в космосе. И, кстати, политики США уже заявляли, что международные договоренности по «мирному и нейтральному космосу» их тоже не устраивают.

Что же касается космических вооружений, то научная и военная мысль сходятся на нескольких вариантах. Например, космические корабли и спутники с электромагнитным оружием, которые бы одним выстрелом уничтожали все электронные коммуникации и оборудование противника в случае начала войны.

Как отмечают эксперты, сегодня такое оружие способны вывести на околоземную орбиту Россия, США, Индия, Китай и Япония. Также, в качестве оборонной меры, можно размещать на спутники лазерное оружие, которое бы уничтожало вражеские ракеты.

Впрочем, на сегодняшний день единственное, что на практике можно отнести к космическим вооружениям, это маневрируемые наблюдательные спутники, которые активно испытывают Россия, Китай и Штаты.

Кстати, что касается манёвренности, то здесь следующим этапом роста и прогресса вооружений, являются гиперзвуковые ракеты. Такая скорость крайне затрудняет возможность сбить ракету противоракетными средствами. И, кстати, в США активно ведутся разработки подобных технологий. Первые результаты, в теории, должны появиться к 2020-му году.

В России же, с 2016 года испытывается система «Циркон», и учитывая недавние заявления Путина об обороноспособности страны, испытания эти идут в штатном режиме. Аналогичные разработки, при этом, ведутся в Индии и Китае.

Еще одна сфера перспективных разработок, это военные беспилотники, или БПЛА. И особенно в контексте развития нейросетей, которые сейчас не совсем корректно называют «искусственным интеллектом».

Оснащение БПЛА развитым ИИ, позволит этим аппаратам действовать значительно быстрее и точнее. Правда, это пока из области, скорее мрачной фантастики и мировой войне и «восстании машин». Но мировые лидеры в последние годы все больше внимания обращают на сферу развития искусственного интеллекта, видя в этой сфере неисчерпаемые возможности.

Ну и понятно, что «последним аргументом королей» является ядерное оружие. Кстати, предложения по «ассиметричному» ответу в случае глобальной, ядерной войны, уже не первый год звучат из ученой среды.

К примеру, российский специалист заместитель президента по информационной политике Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) доктор военных наук Константин Сивков видит возможность такого ответа в создании сверхтяжелых и соответственно, сверхмощных ядерных ракет более ста мегатонн тротилового эквивалента. При это он подчеркивает, что технологии и опыт создания таких «царь-бомб» есть на сегодняшний день только у России.

Что же касается имеющегося оружия, и тех же ракет малой и средней дальности, то, на днях обнаружился любопытный американский доклад Пентагона от 2013 года о перспективах выхода из Договора, и о том, какие вооружения это позволит развивать. Если корротко, то основных вариантов там приложено четыре:

  1. «Модификация имеющихся систем в сторону увеличения дальности. Сейчас у Армии США из баллистических ракет есть только ATACMS, скоро будет PRSM с формальным ограничением в 499 км. ATACMS особо не прокачаешь, а вот новые игрушки подтянуть за пределы 500 км задача вполне тривиальная.
  2. Крылатые ракеты передового сухопутного базирования. Самое простое - опять сделать наземный "Томагавк" (в 80-х его звали "Грифон"), причём авторы (надеемся, сайта, а не доклада) не стесняются заявлять, что проще всего для этого использовать тот самый Aegis Ashore, на который столько времени ругается Россия.
  3. Баллистические ракеты промежуточной дальности передового базирования. В принципе, все понятно, разве что траектория предсказуемая, и тут появляется самое веселое:
  4. Ракеты промежуточной дальности передового сухопутного базирования с боевыми блоками изменяемой траектории (Trajectory Shaping Vehicle, TSV). Что-то типа планирующего крылатого блока, но без гиперзвуковых понтов, скорее концептуально ближе к квазибаллистической версии родного "Искандера", с вылетом в космос и последующим прилетом по неньютоновской траектории.

"Золотая середина" после относительно простых крылатых ракет наземного базирования и до технически сложных гиперзвуковых глайдеров». И в контексте этого доклада, а особенно с учётом того, что именно после него, в 2014 году США начали систематически обвинять нашу страну в нарушении Договора, становится понятно, почему Джон Болтон, прибывший в Москву и встретившийся с Путиным, заявил об окончательном намерении Вашингтона о выходе из ДРСМД.

Уж больно перспективной представляется эта сфера военных технологий. Хотя, стоит напомнить, что Карибский кризис, когда человечество ближе всего стояло к ядерной войне, стал возможным во многом в силу демонстрации именно ракет малой и средней дальности.

Впрочем, есть мнение, что после выхода из Договора и нашей стороне будет чем ответить, благо платформы и носители под модификацию для пусков на малые и средние дальности у России есть.

Радует, кстати, тот факт, что Болтон заявил о том, что пока США не планируют выходить из договора по СНВ.

А то было бы совсем уж грустно в контексте новой глобальной гонки вооружений.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить