Новая военная Доктрина России

Новая военная Доктрина: вежливо, но непреклонно

Новая редакция военной Доктрины России, указ о принятии которой 26 декабря подписал президент Владимир Путин, в целом не стала неожиданностью ни у нас в стране, ни на Востоке, ни на Западе. Как и ожидалось, самые актуальные положения остались неизменными, но основные формулировки при этом более конкретизированы.

Однако есть некоторые места в новой редакции нашей военной Доктрины, которые должны заставить наших, как говорит президент, "партнеров с Запада" серьезно призадуматься "о своем поведении".

Полностью сохранен оборонительный характер военной Доктрины, сделан акцент на приверженность России к использованию военной силы только после исчерпания возможностей применения мер ненасильственного характера — и это, пожалуй, главное. В принципе, остались прежними и принципы применения Вооруженных Сил РФ, и порядок применения ядерного оружия. Вводится новое понятие — "неядерное сдерживание".

Наращивание силового потенциала НАТО, "наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права", приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к границам России, а также дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах названы в доктрине основными внешними военными опасностями.

Среди первых комментариев в западных СМИ встречаются посылы, которые дают хороший повод, так сказать, "вежливо, но настойчиво" над ними поерничать. Некоторые авторы "там" считают, что "здесь", у нас, обескуражены событиями на Украине — мол, именно из-за них новая Доктрина вообще на свет появилась. Да как бы не так — невнимательно следите за процессом, господа! Документы читать надо, а не страницы в соцсетях.

Нынешний документ действительно вносит уточнения в уже действовавшую Доктрину. Но ее уточнение проведено во исполнение решения Совета безопасности России от 5 июля 2013 года, то есть когда кровавым Майданом в соседней стране еще и не пахло. Так что был бы Майдан и, как следствие, воссоединение с Россией Крыма и все последовавшие текущие процессы, или бы его как такового не было, наша военная Доктрина все равно изменилась бы. Как принято говорить у нас еще с советских времен, это "веление времени".

Изменения, как и предписывала прежняя Доктрина, внесены в связи с "изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития РФ" — так указано на сайте Совбеза. Мир изменился, и, увы, не в "спокойную и стабильную" сторону. И Доктрина просто не могла не претерпеть изменения. Доктрина — не догма, а документ, который просто обязан сменяться в соответствии с вызовами времени.

После чтения западной прессы может даже создаться впечатление, что могучий блок НАТО обиделся на Путина из-за этой самой новой военной Доктрины России. Пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску даже поспешила заявить, что "Североатлантический альянс не представляет угрозы для России и каких-либо иных стран". К чему, мол, все это, мы же там в НАТО же такие безобидные…

Любопытно, что американская Los Angeles Times пишет, что цель новой военной Доктрины России — увеличение давления на Соединенные Штаты и западный военный альянс, чтобы они оставили попытки привлечь Украину в качестве экономического и стратегического союзника. Ага, как бы не так — из-за одной Украины, хоть и бывшей "братской", основополагающий документ о своей безопасности Россия переписывать явно не будет. Много чести. В мире полно и других вызовов… Хотя и Украина, в числе прочих, по мнению некоторых экспертов, тоже в какой-то мере повлияла.

"В обновленной военной доктрине России сделан упор на неядерное сдерживание, — рассказал в интервью корреспонденту Pravda. Ru начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков. — Я думаю, на это повлияли как раз последние события, в том числе и кризис вокруг Украины. В настоящее время ядерное сдерживание имеет свои пределы, оно очень ограничено в применении. Это касается, прежде всего, сдерживания равновеликих держав, то есть России и США. В остальных же ситуациях ядерное сдерживание не столь эффективно. Именно поэтому в обновленной доктрине и будет больший упор делаться на неядерное силовое сдерживание. Это подразумевает широкий набор мер — как военных, так и политических, дипломатических, технических".

"В принципе это все делается в ответ на те очевидные реальные угрозы, которые исходят извне в отношении России. Мы наблюдаем, что США и их союзники по блоку НАТО тоже на пути перехода к расширенному сдерживанию, они также предусматривают широкий набор средств, в том числе и экономические санкции, которые Запад сейчас активно внедряет против России", — заявил Сергей Ермаков.

"Характер войны меняется, и доктрина должна гибко реагировать на изменения, которые происходят в мире, — рассказал в интервью Pravda. Ru вице-президент Российской академии геополитических проблем, доктор философии в области политологии Владимир Анохин. — Если уповать только на ядерное оружие, а нас будут бить неядерным оружием, мы уже будет становиться страной-изгоем, агрессором, который первым применит ядерное вооружение. Если бы мы заложили в доктрину неядерный ответ, то мы должны понимать, что у нас будет совершенно непонятная для всех остальных возможность нанести мощный неядерный ответный удар. И я думаю, что это положение вполне правильное".

"В новой редакции российской военной доктрины прежние обтекаемые дипломатически формулировки изменены на более жесткие четкие определения, — считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, с которым побеседовал корреспондент Pravda. Ru. — Достаточно четко обозначено, от кого в мире то исходят угрозы военного, экономического характера — предельно открыто и без таких сдержанных дипломатических подходов. Кроме того, можно понять, что "цветная революция" сегодня как инструмент манипулирования общественно-политическими процессами — это тоже реальная угроза, в том числе — использования СМИ, интернета, расшатывание государственных устоев и разрушение действующей системы власти. Относительно противоракетной обороны США также детализированы все вопросы".

Внесённые в документ изменения одобрены на совещании Совета безопасности России 19 декабря 2014 года. В первую очередь изменения касаются появления новых угроз России, проявившиеся в ситуации на Украине и вокруг нее, а также в событиях на севере Африки, в Сирии, Ираке и в Афганистане.

В сообщении на сайте Совбеза отмечается: "В борьбе ведущих государств мира за свои интересы типичными стали "непрямые действия", использование протестного потенциала населения, радикальных и экстремистских организаций, частных военных компаний; наращивается наступательный потенциал НАТО непосредственно у российских границ, активно проводятся мероприятия по развертыванию глобальной системы ПРО".

Как уже писала Pravda. Ru, наращивание силового потенциала НАТО и приближение его военной инфраструктуры к нашим границам новая редакция Доктрины трактует как внешнюю опасность для России.

Документ указывает в общей сложности 14 основных внешних военных опасностей для России, включая подрывную деятельность иностранных спецслужб и организаций, растущую угрозу экстремизма и терроризма в условиях недостаточно эффективного международного сотрудничества в этой сфере, а также распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий.

Наличие иностранных частных военных компаний (ЧВК) рядом с границами РФ определено в новой редакции военной Доктрины как внешняя опасность. Стоит вспомнить, что в предыдущей редакции Доктрины, от 2010 года, о ЧВК вообще не говорилось. В документе получили отражение вопросы расширения взаимодействия со странами-членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией.

В новой редакции скорректированы задачи военно-экономического обеспечения обороны, сделан на повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения, создание системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники.

Однако изменения в Доктрину отнюдь не отвергают переговорных процессов. Подчеркнута необходимость поддержания равноправного диалога с ЕС и НАТО — об этом говорится в документе прямым текстом.

Читайте также:

США готовят удар по ядерному потенциалу РФ

Дальняя авиация: столетие открытий

"Некрасивые тайны" армии США

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить