Время, когда нам заткнули рот

Откровенные ответы полковника подразделения антитеррора "Альфа"
Какое сегодня число? 19-е? Ах, да, 19 августа! Правда, 2004 года. Все равно памятный день. Не находите, есть что-то мистическое в сочетании цифр 13-30, 30-13?.. Впрочем, допускаю собственную субъективность. Что нужно делать, когда кажется? Креститься? Что ж, помолясь, перекрестимся. И вспомним, что 13 лет назад начался так называемый "августовский путч". Что днями раньше 30 лет назад было создано спецподразделение "Альфа". И начнем разговор.

Мой собеседник — депутат Московской городской думы, полковник запаса КГБ СССР — ФСБ России, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей ГОНЧАРОВ. Он из тех, кто был там первым. И по времени, и по значению. Он многое знает, он не в силах забыть. Удалось нащупать темы, на которые он может говорить откровенно, он обещал. И свое обещание сдержал.

Спецназ и президенты

- Сергей Алексеевич, события августа 91-го как-то повлияли на судьбу "Альфы"?

- За тридцатилетнюю историю столько событий влияло на "Альфу", такое количество изменений нам довелось претерпеть... Если откровенно, после начала распада Советского Союза в 1985 году началось десятилетие, когда все силы власть имущих были направлены на разобщение группы, на то, чтобы она потеряла свой профессионализм. А после событий 91-го, когда "Альфа" не стала уничтожать население и не пошла на штурм Белого дома, вышел Указ Президента о передаче "Альфы" в распоряжение охраны.

- В распоряжение чего, простите?

- Охраны президента. Только не спрашивайте, какого. У нас тогда двоевластие было. Советский Союз, якобы, возглавлял Горбачев, Российскую Федерацию — якобы, Ельцин. Вот мы и занимались их охраной. Разбились на два боевых подразделения и охраняли "якобы президентов".

- Разве плохая работа?

- Может, и хорошая для кого-то. Но разница, извините, между боевиком и охранником есть. И мы пытались объяснить позже Ельцину, что не наша это работа — зонтики носить за хозяином и его жене платья из магазина до машины дотаскивать. Да, честно говоря, и не охранников, а носильщиков... Почти понял. Мы уж было вернулись к выполнению боевых задач. Но тут грянул октябрь 93-го.

- Но там-то вы приказ выполнили...

- Да. Но — бескровно. Вероятно, Ельцину не понравилось, как его задание выполнили "Альфа" и "Вымпел". И Указом Президента отряд "Вымпел" был уничтожен. Офицерам элитного подразделения предложили перейти на службу в милицию... Вы меня только правильно поймите, я ничего плохого про милицию говорить не хочу, но для элитного офицера лучше сразу на пенсию, чем в милицию. Так что прекрасно понимаю чувства тех 38 офицеров "Вымпела", которые подали рапорт об отставке. Правда, благодаря генерал-майору Кругову, который перешел в МВД, это подразделение, по сути, продолжило существование под названием "Вега". А сегодня оно окончательно возродилось, набрало силу и вместе с "Альфой" работает в одном подразделении — Центр специального назначения ФСБ РФ.

- Нынче времена изменились?

- Да. К лучшему. И в моральном смысле, и в материально-техническом.

- Неужто как в американских блокбастерах: после выполнения трудного задания президент страны лично выходит к трапу самолета встречать своих боевиков?!

- Такого не было. Но все руководители страны, включая президента, приходят прощаться с сотрудниками "Альфы", погибшими в боевых операциях. В годы коммунистического режима такого и близко не было.

Спецназ и бизнес

- Сергей Алексеевич, насколько известно, Ассоциация ветеранов "Альфы" - это в числе прочего и бизнес. Как вам в этой сфере живется?

- На первых порах трудно было. У нас же нет такого опыта и таких связей, какие есть у сотрудников МИДа, Внешторга и других ведомств. Но Ассоциация постепенно набиралась опыта. И, как видите, живем 11 лет. Набрали силы, увеличили обороты. Работаем.

- Коржаков хвалился своим добрым отношением к вашей группе. Помогает?

- Нет. Александр Васильевич, в основном, занимается собственным пиаром, пишет книги, рассказывает о Борисе Николаевиче... Общих дел у нас с его командой нет.

- С криминалом в бизнесе ладите?

- Разбираемся.

- На самом деле, охранный бизнес криминализирован?

- Что ответить? Как и все общество, ни больше, ни меньше. Наша экономика завязана на криминале. Так что говорить о том, что мы в таких условиях чисты и непорочны, не могу. Но, повторюсь, за рамки, установленные политиками, чиновниками и сотрудниками правоохранительной системы сегодняшнего дня, мы не выходим.

- Что легче, охранять VIP-персон или, скажем, звезд шоу-бизнеса?

- В свое время в КГБ существовало Девятое управление, сотрудники которого охраняли членов Политбюро и других важных персон. И сегодня существует такая потребность для людей, добившихся высоких чинов и регалий. Правила и порядки остаются примерно теми же, что и были. То есть люди, обличенные неограниченной властью придерживаются определенных рамок поведения и общения со своими телохранителями. А звезды шоу-бизнеса — это дерьмо. Это — полнейшая потеря каких бы то ни было моральных принципов по отношению ко всем окружающим, будь то коллеги, журналисты, фаны или личные охранники. Так что мои люди никого из киркоровых не охраняют.

Спецназ и Родина

- Сергей Алексеевич, как вы относитесь к идее совместной борьбы спецслужб разных стран с терроризмом и обмену имеющейся информацией?

- Если будем подходить к вопросу с позиции США, то есть "двойного стандарта" - прекрасно!

- Не понял...

- Вот и я периодически не могу понять, как так получается, что у США свой терроризм, а у России — свой. Против одного надо обязательно бороться совместными усилиями, а другой чуть не поддерживать дурацкими вердиктами международных контор, которые мы же и кормим в определенной степени... Знаете, я никогда не поверю, что Америка искренне желает помочь России догнать США. Американцы используют все страны мира исключительно в своих интересах. И Россия для них далеко не исключение. Так что можно обмениваться информацией, можно сотрудничать, нужно совместными усилиями бороться с терроризмом. Но крайне важно при этом иметь собственную жесткую позицию и не отступать от нее ни на шаг. Хотя бы в этом польза должна быть обоюдной.

- Правомочно ли с вашей точки зрения убийство одного из идеологов терроризма Яндарбиева?

- Сегодня все государства с хорошо развитой структурой спецслужб борются с врагами своей родины одинаково, исповедуя один принцип — террористы должны быть уничтожены. В Катаре ли, в республике ли Чимбукту — где б ни находились. И ничего зазорного я в том не вижу. Другой вопрос, кто реально уничтожил Яндарбиева, и кто кого подставил этим убийством.

- Разве не российские спецслужбы его уничтожили ?

- До такой степени топорно?! Да вы что! Если бы это сделали наши ребята, уверяю вас, никакие б полицейские никакого Катара их никогда б не поймали. Судя по почерку, без американских спецслужб там не обошлось. Для них Яндарбиев был отработанным материалом, а наличие кого-то из наших в Катаре было для США как бельмо в глазу. Вот и избавились ото всех сразу. Но это — версия. Ничего не утверждаю. Пусть люди сами анализируют.

- И последнее. Что бы вы пожелали всем спецназовцам России, всем афганцам и альфовцам?

- Верить, что Россия встанет с колен и будет великим государством.

Беседовал Илья Тарасов
Фото автора

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру