Зачем Путин создал Национальную гвардию?

Национальная гвардия: Зачем она России?

Президент России Владимир Путин объявил во вторник о создании Национальной гвардии. Сформирована она будет на базе внутренних войск МВД. Но это не все изменения, о которых сообщил глава государства.

Национальная гвардия будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью, продолжит исполнять функции ОМОН и СОБРа, сказал президент на встрече с министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым, главой ФСКН Виктором Ивановым и командующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым (позднее стало известно, что глава государства назначил его командующим Нацгвардией).

"Мы зафиксируем это, как мы это и обсуждали с министром внутренних дел, не только в указе, но и в будущем федеральном законе с тем, чтобы не было никакого разнобоя, с тем, чтобы все работало четко и слажено", — сказал Путин.

"Очень рассчитываю, что войска Национальной гвардии будут также эффективно выполнять свои задачи, как это было до сих пор, и усилят свою работу на тех направлениях, которые считаются приоритетными", — добавил он.

В ходе встречи глава государства также сообщил, что Федеральную миграционную службу и Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков будут подчинены министерству внутренних дел.

"Есть вопросы, связанные с трудовыми отношениями с иностранцами. Ясно, что это чисто гражданская сфера. Этот вопрос обсуждался с председателем правительства — вместе с министерством внутренних дел, самой миграционной службой отработать в деталях, так же, как и в случае с наркоконтролем, с Внутренними войсками и Национальной гвардией, не должно быть никаких сбоев в работе", — сказал президент.

"Что касается борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, то, как мы и говорили, одно из предложений мы реализуем: мы ФСКН переводим в систему МВД", — отметил Владимир Путин.

"Тоже обсуждали это с министром. Исхожу из того, что вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках министерства внутренних дел", — подчеркнул глава государства.

Возможное включение ФМС и ФСКН в структуры министерства внутренних дел обсуждалось ранее. Например, в конце марта об этом говорил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. По его словам, речь об изменениях полномочий ведомств шла на заседаниях Совбеза.

В частности, сообщил Николай Патрушев, представители ФМС просили права ведения оперативно-розыскной деятельности. Но, по словам секретаря Совбеза, "им его не предоставляли". Причина проста — "и так достаточно ведомств, которые этим занимаются".

Кроме того, добавил Патрушев, "когда ФМС проводят свои мероприятия, они не могут это сделать самостоятельно, они привлекают представителей МВД, которые их сопровождают".

По его словам, члены Совета безопасности обратили внимание на то, что "эта работа, которую проводит ФМС, не совсем эффективна".

Претензии по части эффективности были и ФСКН. "Говорилось о том, что все-таки большую часть преступлений раскрывает МВД, и они во многом дублируют эту работу", — сказал тогда Николай Патрушев.

Собственно, этим сегодняшнее решение во многом и объясняется.

Преобразование внутренних войск в Национальную гвардию тоже обсуждали ранее. Причем оппоненты действующей власти комментировали ее в том духе, что это, дескать, "власть боится цветных революций" — а потому и задумалась о создании Национальной гвардии. При этом никак не комментировался вопрос, а чем, собственно, в таком случае власть не устраивают те же внутренние войска и ОМОН…

По словам экспертов, функции Национальной гвардии более обширны, чем у ныне существующих структур. Главное предназначение новой структуры — обеспечение безопасности страны и защита конституционного строя.

Это, конечно, потребует уточнения полномочий и координации с другими силовыми ведомствами, дабы не повторилась ситуация с дублированием функций.

В российском парламенте пообещали быстро принять соответствующие законы.

"Совет Федерации готов оперативно рассмотреть и одобрить законы, касающиеся Национальной гвардии и её полномочий, о чем говорил президент, чтобы не было правового вакуума", — заявил глава комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров. Так что в этом смысле никаких проволочек не ожидается.

"Национальная гвардия — это более широкое название, оно более оптимизировано с гражданской компонентой. Надо понимать, что Нацгвардия может привлекаться и к борьбе с терроризмом, и в случае различных чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов. Что касается СОБРа и ОМОНа, они останутся — это профессионалы. И содержать внутренние войска в таком объеме — все-таки для страны достаточно накладно. Принципы реорганизации, задачи и дорожная карта в ближайшее время будут прописаны, станут известны", — сказал "Правде.Ру" первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

Переподчинение ФМС и ФСКН министерствую внутренних дел сенатор также назвал оптимизацией. "Сами понимаете, что когда отдельный самостоятельный федеральный орган, то это относительно больше должностных лиц, с высокими званиями, большими окладами. Все, что касается подразделений, которые реально работают — они останутся и будут работать. Офицеры перейдут в МВД. А взаимоотношения с людьми, работающими "на земле" — теми же участковыми — крайне нужны", — подчеркнул он.

"Зачастую у нас были очень большие проблемы, когда ФСКН работал, а люди "на земле" не всегда помогали. И даже наоборот — больше мешали. А если быть объективным, то люди, работающие "на земле", знают относительно больше", — отметил Франц Клинцевич.

"Я думаю, что это тоже оптимизирует и финансовую составляющую, оптимизирует саму работу и повысит ее эффективность. Россия оптимизирует очень многие процессы с учетом нынешнего времени, вызовов и угроз, которые в ближайшее время могут быть. Главное, чтобы это сделали очень правильно. А так как опыт у нас большой, думаю, что это сделается и будет нормально", — сказал сенатор.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить