"Оборонку" ждет модернизация

Наряду с государственной программой вооружений российское правительство примет программу переоснащения оборонной промышленности. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

"Наша задача - обеспечить комплексное переоснащение армии. Программа (по переоснащению) очень напряженная, сложная для бюджета, но для "оборонки" это, может быть, новое дыхание", - сказал Владимир Путин 4 марта, выступая на межрегиональной конференции партии "Единая Россия".

По его словам, "параллельно с новой госпрограммой вооружений нужно принять еще одну программу - программу переоснащения самой оборонной промышленности". "Потому что только на современном оборудовании можно производить современные виды вооружений", - подчеркнул глава правительства.

Напомним, что в рамках государственной программы вооружений до 2020 года планируется потрать 20 триллионов рублей. Планируется, что к 2015 году доля современных образцов вооружений в войсках должна возрасти до 30 процентов, а к 2020 году - до 70.

При этом на совещании по вопросу формирования проекта госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы в декабре прошлого года премьер-министр призвал разработчиков и производителей мобилизоваться и четко отсроить работу. Владимир Путин также обратил внимание на то, что заданные Министерством обороны темпы реализации поставок новой техники должны строго соблюдаться.

"Контроль здесь должен быть самый жесткий", - подчеркнул премьер. По его словам, от решения этой задачи будет зависеть реализация всех дальнейших планов. При этом премьер Владимир Путин сказал, что очень важно, чтобы деньги приходили на те предприятия, которые уже сегодня способны выполнять поставленные задачи.

Между тем с поставками новой техники, да и не только с этим, существуют серьезные проблемы. Например, по данным Счетной палаты РФ, государственный оборонный заказ за 2009 год был фактически выполнен наполовину.

"Проведенная Счетной палатой оценка выполнения гособоронзаказа на основе сопоставления номенклатуры и объема выполненных работ с соответствующими показателями гособоронзаказа показала, что государственный оборонный заказ за 2009 год Минобороны России по количеству заданий (номенклатуре НИОКР) был выполнен на 41,9 процента, а по объему работ - на 64,9 процента", - отмечалось в материалах Счетной палаты.

При этом наиболее низкими показателями характеризовалось выполнение гособоронзаказа по фундаментальным и прогнозным исследованиям в интересах обороны и безопасности страны. Соответствующие показатели составили 14,3 процента и 48,3 процента.

В 2010 году ситуация если и претерпела изменения, то явно не в лучшую сторону. Если судить по данным, опубликованным в "Независимой газете", то гособоронзаказ в прошлом году был выполнен на 30 процентов.

В Министерстве обороны в фактическом срыве оборонного заказа обвиняют предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они, дескать, обязаны выполнять контракты, однако не делают этого. А руководство предприятий "оборонки" винит военных: мол, задерживают оплату и вообще контракты составляются таким образом, что виноватыми в случае чего оказываются предприятия.

Поиск виноватых и перекладывание ответственности друг на друга - дело, конечно, увлекательное. Но пока идет выяснение отношений, гособоронзаказ по-прежнему не выполняется. И, кстати, никто не говорит о том, что в этом году он будет выполнен. А Минобороны между тем уже планирует закупки ряда образцов вооружений за границей. Например, в Германии (легкая броня), Италии (бронемашины), во Франции (вертолетоносцы "Мистраль"). Несколько лет назад о таком варианте развития событий мало кто мог подумать.

Понятно, что всю номенклатуру вооружений российские предприятия ВПК производить не в состоянии. И в самом факте покупки чего-либо в других странах ничего зазорного нет. Особенно если планируется наладить лицензионное производство.

Однако это не снимает проблемы - очень серьезной проблемы - состояния оборонно-промышленного комплекса. Специалисты уже не один год говорят о том, что станочный парк, к примеру, изношен едва ли не на сто процентов. Что средний возраст сотрудников предприятий приближается к 50 годам, в сотрудников НИИ - к 60. И если не предпринимать срочных мер, то программа перевооружения армии может оказаться под вопросом.

По большому счету, другого выхода нет - программу переоснащения предприятий ВПК придется проводить параллельно с реализацией программы вооружения на 2011-2020 годы. Отложить не получится. Ведь современное оружие действительно можно произвести только на современном оборудовании.

Читайте также:

Российский ответ американской ПРО

Иностранцы в армии: "давно пора" или "докатились"?

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *