Американцы спускают на воду эсминец нового поколения

Американцы построили эсминец для новой войны

В США  создали корабль, предназначенный не только для огневой поддержки десанта и стрельбы по  береговым укреплениям, но и для поражения целей в оперативно-тактической глубине обороны. Вчера на воду спустили американский эсминец DDG 1000 "Зумвалт". По большинству показателей он должен стать первым боевым кораблем ВМФ США нового поколения.

История DDG 1000 началась в 1991 году, когда в США началась разработка тактико-технических требований для новых боевых кораблей ХХI века. Затем уже 1995 году был проведен анализ его ТТХ в соответствии с критерием "стоимость-эффективность", но только в 2000 году был подписан контракт на сумму 238 миллионов долларов на разработку его эскизного проекта. В разработке проекта участвовали две команды представлявшие несколько ведущих компаний — производителей вооружения, а также целый ряд компаний субподрядчиков.

Читайте также: Новый охотник за подводными лодками 

Палата представителей США сначала выделила средства только на один корабль, поскольку стоимость его оказалась слишком уж велика и по данным на 2009 год составила 5,964 миллиарда долларов. Однако теперь речь идет уже о строительстве трех таких эсминцев: помимо собственно "Зумвалта" — названного так в честь американского адмирала Элмо Зумвалта, в будущем должны быть построены DDG 1001 и DDG 1003, соответственно получившие уже названия в честь корабельного старшины Майкла Мансура и 36-го президента США Линдона Джонсона! Впрочем, нашлись в США активные граждане, попытавшиеся убедить министра обороны назвать один из новых кораблей именем писателя-фантаста Роберта Ханлайна, и, хотя, на этот раз их предложение поддержки не нашло, кто знает, что может случиться в будущем.

Прежде чем строить настоящий корабль, были построены его действующие модели: модель-демонстратор "Си Джет" длиной 40,5 метра, водоизмещением около 120 тонн и экипажем из 6 человек для ходовых испытаний, и модель длиной 45,72 метра, тестировавшаяся на Абердинском полигоне США. Все испытания прошли успешно, и теперь уже ничто не мешало строить сам корабль, причем корабль существенным образом отличающийся от всех других кораблей флота США этого класса.

Так, предназначается он, прежде всего не столько для противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, сколько для… ударов по берегу, причем не только для огневой поддержки десанта, но и уничтожения целей противника в оперативно-тактической глубине его обороны. Именно поэтому он получил мощное артиллерийское вооружение: два башенных 155-мм артиллерийских орудия со стволами длиной 62 калибра, способных стрелять снарядами с ракетными ускорителями на дальность в 180 км, при скорострельности 12 выстрелов в минуту.

Боезапас корабля рассчитан на 600 выстрелов, но 920 снарядов для ведения огня "на выбор". Снаряды корректируемые и на испытаниях в июне 2005 года один такой снаряд пролетел 110 километров за 280 секунд и совершил ряд маневров на траектории. Затем боевой комплект из 8 снарядов был расстрелян за 45 секунд — показатель скорострельности 10, 7 выстрелов в минуту! Выстрелы раздельно-гильзовые, стрельба полностью автоматизирована. Стволы охлаждаются водой, при этом расчетная живучесть ствола достигает 3 000 выстрелов. Масса снаряда 102 килограмма, находящейся в нем взрывчатки — 11 килограммов. В носовой части имеются 4 управляющих крыла, в задней части — 8-лопастный стабилизатор.

Система управления огнем у эсминца — инерциальная, с использование GPS. Вероятное круговое отклонение — 20-50 м, что, в общем-то, довольно много, однако считается, что цель все равно будет поражена разлетающимися осколками. Цена снаряда составляет 35 тыс. долларов, так что, скорее всего, много таких снарядов в боекомплекте этого эсминца не будет — не более 70-100 от их общего количества. По оценкам специалистов, огневая мощь артиллерии корабля эквивалентна мощи 12 полевых орудий М198. Кроме того, для самообороны корабль имеет два 57-мм автомата на крыше ангара.

Разработчики нашли оригинальное решение для расположения ракетного вооружения эсминца. Сегодня оно обычно размещается внутри прямоугольного модуля посредине судна в его носовой части сразу же за орудийной башней. "Зумвалт" в носу имеет две башни, поэтому вертикальные контейнеры для ракет различных классов на нем расположили также в носу и в кормовой части, но… по бортам. Смысл новации в увеличение их емкости и безопасности корабля.

Считается, что при попадании в ракетный погреб расположенный у борта неприятельского снаряда или ракеты, энергия взрыва и самого этого боеприпаса и сдетонировавших вслед за ним ракет будет направлена наружу, а не внутрь! Всего же на эсминце расположено 20 пусковых установок по 4 ячейки с одной ракетой в каждой. Это, прежде всего, ракеты "Томагавк", "Стандарт", "Си Спарроу" и АСРОК.

Радиолокационное вооружение всегда являлось важнейшим приоритетом военных моряков США и в данном случае они от своего правила не отступили. Корабль оснащен многофункциональной РЛС, установленной на боковых поверхностях пирамидальной башни-надстройки посреди корабля. Отмечается, что при всем своем совершенстве, позволяющем локировать объекты даже в космическом пространстве, новая радарная система будет очень энергоемкой (10 МВт), что потребует создания новой генераторной системы и электрической сети корабля.

На корабле будет базироваться один вертолет "Са Хаук" и три вертикально взлетающих беспилотных аппарата, способных осуществлять разведку и целеуказание на значительном удалении от "корабля-матки". А вот экипаж эсминца будет рекордно мал, не более 140 человек, тогда как на эсминцах "Спрюэнс" плавают 330, а на фрегатах "Оливер Перри" — 200 человек .

Меньше народа — это не только "больше кислорода", но снижение стоимости жизненного цикла корабля, что имеет существенное значение. Меньше людей — меньше (либо больше!) запас продуктов, туалетной бумаги и всего прочего, что подчас заканчивается куда быстрее, чем ракеты и снаряды. Кстати, водоизмещение корабля составляет 15,600 тонны, а длина составляет 183 метра, то есть он на 40 метров длиннее легендарного крейсера "Аврора", а ведь это всего лишь эсминец. Вот как шагнул прогресс в кораблестроении за последние 113 лет!

Архитектура корабля подстать революционным принципам, заложенным в его конструкцию. Так, корпус построен по модной сегодня схеме "Волнорез", которая предусматривает, что корабль не будет всходить на волну, а прорезать её, проходить сквозь неё. Для этого нос судна заострен в обратную сторону, а под ним расположен ложкообразный бульб. Это позволяет добиться высокой скорости движения, как на тихой воде, так и в штормовом море.

Хотя, конечно, корабль в этом случае получается "очень мокрым", поскольку его заливаемость очень велика. Именно по этой же причине артиллерийские башни имеют убирающиеся внутри стволы орудий, а антенны РЛС устанавливаются непосредственно на надстройке. Причем сама эта надстройка тоже принципиально новой конструкции. Она вся целиком, как одна деталь весом 900 тонн изготовлена из кевлара.

Панели радаров интегрированы непосредственно в стенки рубки и не выступают за её габариты, а в результате такой подход уменьшает радиолокационную заметность корабля. Соответственно и меньшее количество деталей на палубе "Зумвалта" должно способствовать тому, что его радиолокационная заметность будет в 50 раз меньше, чем у эсминца классического "сухого" типа с надстройками из стали.

Снижению заметности корабля будет служить и его двигательная установка. Это будет турбоэлектроход с двумя газотурбогенераторами и ходовыми электродвигателями, способный развить мощность в 78 мВт и обеспечить скорость хода в 30 узлов. Считается, что переход на полное электродвижение необходим как по соображениям его меньшей шумности, так и в силу того, что на корабле очень много потребителей тока. Но это также и работа на перспективу, когда на корабли начнут поступать такие пока ещё экзотические системы вооружения, как боевые лазеры и рельсотроны.

Читайте также: Новой субмарине — бесшумную торпеду!

Насколько перспективными будут новые корабли, вне всякого сомнения, покажет время. Но то, что флот сегодня меняется самым кардинальным образом это уже несомненно!

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить