Последний герой легендарной субмарины

Восьмого марта на 93-м году ушел из жизни светлый и знаменитый человек, капитан 1 ранга в отставке Константин Сергеев, последний член экипажа легендарной краснознаменной "К-21", подлодки Северного флота, которой в годы войны командовал Герой Советского Союза Николай Лунин, ставший прототипом главного героя фильма "Командир счастливой "Щуки".

Ну, а главным прототипом механика этой лодки стал Константин Сергеев — молодой, но уже повоевавший лейтенант прибыл на борт знаменитой субмарины в 1943-м, заняв должность командира моторной группы. Именно его воспоминания легли в основу многих почти документальных эпизодов фильма. Как значится в обращении Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ и президиума общественной организации "Полярный конвой", которое поступило в адрес редакции "Правды.Ру", досрочно окончив дизельный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского в июне грозового 1941-го года, Константин Михайлович успел повоевать не где-нибудь, а в Сталинграде! Правда, не на подлодках, а на тральщиках, которые освобождали от фашистских мин волжский фарватер.

В разгар Сталинградского сражения, определившего весь дальнейший ход Великой Отечественной, катерные тральщики производили поиск и уничтожение донных мин, выставляемых вражеской авиацией. Противник использовал приборы срочности и кратности: такая мина взрывалась не сразу, для ее поиска приходилось производить многократное траление, как днем, так и ночью. В качестве тральщиков использовались специально переоборудованные речные трамваи, изготовленные из сосновых брусьев. При попадании в него всего лишь одной мины корабль лопался, как спелый арбуз.

Как гласят исторические первоисточники, отчаявшись взять город, гитлеровцы решили уничтожить его с воздуха. К этому времени в городе скопилось много раненых бойцов из наших войсковых группировок, сражавшихся западнее Сталинграда — под Котельниково и Клетской.

В августе 1942 года в Сталинградском небе круглосуточно барражировали до трехсот вражеских самолетов. Волжской Военной флотилии поставили задачу по ночам доставлять войска, вооружение и боеприпасы на правый берег, а на левый эвакуировать раненых, которые из-за постоянных бомбовых ударов шли, а порой ползли на причалы, а также женщин, стариков и детей. Город, в том числе многокилометровая береговая линия, пылали.

Горело все — дебаркадеры, баржи, постройки, нефтяные резервуары, причалы. Моряки флотилии забирали стонущих и кричащих от боли людей. Нередко катера загорались, огонь сбивали уже на ходу. Корабли и катера Волжской флотилии в 1942 году, в тяжелых условиях, под огнем артиллерии и авиации противника, совершили 35400 рейсов через Волгу.

На правый берег были доставлены десятки тысяч бойцов, тысячи тонн грузов, большое количество техники, вооружения, боеприпасов. Из города эвакуировали 52 тысячи человек, в том числе около 45 тысяч раненых. Что интересно, Константин Сергеев воевал в Сталинграде во время его героической обороны вместе со своим отцом, известным морским инженером Михаилом Сергеевым.

Кстати, ветка семейного генеалогического древа Сергеевых, образно говоря, стала гафелем для Андреевского, а затем и Военно-морского флагов СССР и России.

Родоначальник генеалогического древа семьи Сергеевых Михаил Сергиев при царе Алексее Михайловиче был послушником в Троице — Сергиевой Лавре. Потом вернулся в мир, женился, нарожал детей. По традиции, в допетровские времена девять мужчин рода посвятили себя церкви. Ну, а после строительства флота российского Сергеевы становились или священниками, или морскими офицерами. Михаил Сергеев, отец Константина Михайловича, сын священника, двадцати двух лет от роду окончил в 1913 году Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, получив квалификацию корабельного артиллериста.

Молодого офицера назначили командиром батареи эскадренного броненосца Черноморского флота "Синоп". В канун Первой мировой молодой мичман увлекся авиацией и стал одним из первых морских летчиков России. В 1916 году он поступил в школу морских летчиков, располагавшуюся на Гутуевом острове Петрограда, где учили летать на гидросамолетах "М-2". Морские летчики позволяли себе опасные эксперименты. Например, задолго до поступка легендарного Валерия Чкалова, еще в 1912 году, лейтенант Фриде на самолете пролетел под всеми мостами на Неве.

Уже при советской власти Михаил Сергеев перебрался на Крайний Север, где, по предложению Отто Юльевича Шмидта, был назначен заместителем начальника по морской части Западно-Таймырской экспедиции. В годы Великой Отечественной, во время Сталинградской битвы, как специалист высокого класса, он был назначен инспектором артиллерии Волжской военной флотилии, где и встретился с сыном, лейтенантом флота Константином…

В декабре 1942 года, незадолго до победы в решающем сражении Второй мировой, инженер-механик дивизиона катерных тральщиков отдельной бригады траления Сталинградской оперативной группировки кораблей Волжской военной флотилии Константин Сергеев был переведен на подводный флот.

На легендарной подлодке Северного флота "К-21" Константин Михайлович Сергеев служил с весны 1943 года. Лодка к тому времени совершила девять боевых походов, а 5 июля 1942 года атаковала фашистский линкор "Тирпиц", чем заставила эскадру неприятельских тяжелых кораблей отказаться от атаки союзного конвоя PQ-17. На "К-21″ механик Константин Сергеев совершил три похода, участвовал в операции по поиску линкора "Шарнхорст", обеспечил постановку 40 мин, на которых подорвался вражеский боевой корабль.

Всего в годы войны подлодка "К-21", на которой воевал Сергеев, потопила семнадцать кораблей и судов, поставила в водах противника сто двадцать мин. В Полярном, которому несколько лет назад присвоили почетное звание "Город воинской славы", Константин Сергеев встретил окончание войны.

Потом была Военно-морская академия, участие в создании первых атомных подводных лодок. Он служил заместителем начальника отдела подводных лодок Главного Управления кораблестроения ВМФ, начальником отдела в аппарате заместителя Главнокомандующего по кораблестроению и вооружению. Он жил в Ленинграде, а потом в Санкт-Петербурге, морской столице России, много лет. И даже на пенсии, находясь в солидном возрасте, вел активнейшую общественную жизнь. Долгие годы он был почетным членом президиума Объединенного Совета организаций ветеранов — подводников ВМФ. Его книга "Лунин атакует "Тирпиц" стала в свое время настоящим мемуарным бестселлером. Кстати, морская династия Сергеевых продолжилась и в его сыновьях: они стали флотскими инженерами…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе