Почему как модернизация, так насильственная?

Страшно тонка грань между модернизацией и "сталинскими репрессиями". Казалось бы, при Сталине директоров заводов и инженеров ни за что отправляли в ГУЛАГ, что проще - не совершать подобных преступлений? Но одно дело - устойчивые стереотипы о прошлом, другое - реальные проблемы настоящего. Которые всерьез, до крайности, обостряют вопросы ответственности.

В начале апреля 2010 года замминистра обороны РФ Владимир Поповкин заявил, что министерство потратило на разработку и испытание отечественных беспилотных летательных аппаратов пять миллиардов рублей. Надо сказать, что СССР еще в 70-е - 80-е годы XX века был лидером по производству БПЛА, только разведывательных аппаратов Ту-143 было выпущено около 950 штук. Так что задел наша страна имела хороший.

В 2007 году, анонсируя программу Минобороны по созданию современных беспилотников, главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин отмечал, что экономические проблемы 90-х годов, конечно, отбросили нашу страну в этой сфере назад. Однако, по его словам, уже к 2011 году на вооружение ВВС должны поступить современные беспилотные летательные аппараты различных типов.

"Сегодня уже ведутся работы по созданию комплексов с летательными аппаратами различного назначения: разведывательных, ударных, ретрансляции сигналов управления, целеуказания ударным средствам", - говорил генерал-полковник. "При этом разрабатываются БЛА самолетного и вертолетного типа, с различным видом старта (как с разгонных устройств, так и по-самолетному), ближнего действия, а также большой дальности" и т.д.

В 2010 году Минобороны провело испытания представленных производителями БПЛА. По словам Александра Зелина, российские беспилотники не удовлетворили требованиям военных ни по одному из параметров. Таков итог трех лет работы и пяти миллиардов рублей финансирования.

Сейчас РФ переключилась на испытания израильских аппаратов. Если верить данным из неофициальных источников, в ближайшее время наша страна планирует потратить сопоставимую сумму на закупку БПЛА у Израиля. Кроме того, как заявил генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, Россия планирует создать совместное с Израилем предприятие по созданию беспилотных летательных аппаратов. Похоже, доверие к нашим авиастроителям серьезно подорвано.

На днях министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что броню для российской бронетехники его ведомство будет закупать в Германии. Заявление прозвучало неожиданно резко. "Минобороны РФ при закупке новой военной техники будет исходить из необходимости обеспечения защищенности личного состава, - сказал Сердюков. - Закупать российскую авто- и бронетехнику в том виде, в котором она есть, мы не будем".

Фото: AP

Неофициальные источники, комментируя эту ситуацию, указывают на проблемы, которые возникли у Минобороны с рядом производителей, соотношение цена/качество в продукции у которых перешло все разумные пределы. Возможно, это приведет отечественных производителей в чувство, отмечают комментаторы.
С другой стороны, они призывают забыть о феномене советского ВПК: "На местах ведь тоже руководство сменилось". Проблемы 90-х нанесли удар не только по технологиям, но и по методам управления - в них проникли так называемые "рыночные механизмы", с горькой иронией говорят люди.

Выражается это в том, что "на местах в последние годы ощутили приток бюджетных средств", "но результат выдавать не торопятся". Нарушена цепочка "деньги-товар-деньги", из нее "за ненадобностью" стараются по-максимуму исключить "товар". Грубо выражаясь, "легче "пилить", чем работать".

Не берусь утверждать, что эта ситуация имеет повсеместное распространение, не возьмусь даже сказать, где именно она существует - будем считать комментарии из неофициальных источников информацией непроверенной, возможно, недостоверной.

Но факт остается фактом - финансирование российской оборонки уже много лет не напоминает плачевную ситуацию 90-х. Бюджетные деньги идут. А затем, когда выясняется, что разработанные беспилотники не удовлетворяют требованиям военных,  сопоставимые деньги идут уже в Израиль. Или, как в случае с броней, в Германию.

Но самое интересное, что настоящие миллиарды рублей не понарошку уходят в песок. Размещается заказ на разработку, выделяются средства, идет время - на выходе получается что-то совсем не то.

Заказали разработку трактора, прошло несколько лет, на испытательный стенд выкатили тележку-мотороллер. И лучше не спрашивать, куда ушли выделенные средства. Не в сталинские времена живем.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Обсудить