Руководство ГУВД по Московской области сетует на низкую интернет-активность населения: с начала года в общественную приемную на сайте ведомства поступило всего 88 сообщений. У столичных милиционеров такой проблемы нет. В том смысле, что нет интернет-приёмной — нет проблемы. Даром, что при ГУВД есть целый Общественный совет, в состав которого входят в том числе и редактора ведущих интернет-изданий страны. Большинство из них, по всей видимости, также предпочитает быть подальше от населения.
Подмосковные милиционеры, несмотря на пока не слишком большую посещаемость сайта, своим новым медипорталом гордятся и призывают граждан проявлять активность. По словам замначальника ГУВД генерал-майора милиции Андрея Липилина, заявления на сайте рассматриваются в том же порядке, что и заявления, поданные в отдел милиции. Более того, по некоторым из жалоб, пришедших через Интернет, уже возбуждены уголовные дела.
По всей видимости, причина низкой активности населения объясняется слабой информированностью людей о милицейских инновациях и не столь большим (хотя и значительным — около 1 млн человек по состоянию на конец 2009 года — по сравнению с другими регионами), как, например, в Москве, где услугами глобальной сети пользуются до 70 процентов горожан. Вот уж где, казалось бы, милиция должна стать ближе к народу!
И пусть никого не смущает виртуальное пространство — ведь жалобы и реакция на них самая что ни на есть настоящая. К тому же, по оценкам социологов, люди не любят обращаться в милицию даже не столько потому, что не доверяют или считают бесполезным, а исключительно из нежелания тратить время на саму процедуру хождения по приемным и кабинетам. Каждый, кто хоть раз сталкивался с необходимостью подать заявление в ОВД, прекрасно знает, что процедура эта, скажем так, не всегда быстрая, да ещё и связанная с человеческим фактором. То ли дело интернет-приёмная, экономящая время, нервы и деньги. Причём как потенциальных посетителей, так и самих сотрудников органов внутренних дел.
Одним словом, в столице России развитие подобного рода технологий представлялось само собой разумеющимся. Тем более, что в помощь столичным милиционерам был создан Общественный совет, куда входят представители как правозащитных организаций, так и редактора ведущих интернет-СМИ. Как следует из Положения об Общественном совете, целью данной структуры как раз и является оказание содействия ГУВД по г. Москве "в вопросах формирования положительного образа сотрудника московской милиции, включая разработку и реализацию программ по повышению престижа органов внутренних дел, осуществление мероприятий, направленных на пропаганду профилактики правонарушений, осуществления информационной политики". Но, как ни странно, судя по высказываниям наиболее активных его членов, организация занимается как раз противоположным.
Например, не очень понятно, что делает в совете, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, с недавних пор входящая в число организаторов несанкционированных акций т. н. "несогласных" на Триумфальной площади. При этом, что удивительно, Людмила Михайловна, зная о неизбежных последствиях для участников противозаконных мероприятий, не только открыто призывает граждан к нарушению закона, но и снимает с себя всякую ответственность за происходящее.
Вообще, последний митинг (точнее говоря, его попытка, т. к. мероприятие не было согласовано с московскими властями) оппозиции на Триумфальной заставил говорить о некоем "несогласном" лобби в Общественном совете при ГУВД. Инцидент с сотрудником Газеты. Ру Александром Артемьевым, которому милиционеры якобы сломали руку во время задержания. И хотя Артемьев пришёл на митинг в качестве члена политсовета московского регионального отделения движения "Солидарность", в дальнейшем он фигурировал в отчётах почему-то как журналист.
Более того, главный редактор "Газеты.ру" Михаил Михайлин потребовал срочно созвать Общественный совет при ГУВД Москвы для обсуждения инцидента с сотрудником издания. Его поддержала главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк, назвавшая этот случай "вопиющим" и "недопустимым", пообещав обязательно рассмотреть этот вопрос на заседании совета дать действиям милиции "общественную оценку". При этом и г-н Михайлин, и г-жа Миронюк входят в состав Общественного совета, а глава РИА Новости ещё и является его председателем. Так что, как отмечает председатель правозащитного движения "Сопротивления" Ольга Костина, у того же Михайлина не было никаких препятствий, чтобы заранее донести свою обеспокоенность возможными столкновениями участников несанкционированного митинга с милицией. "Насколько я помню, он был на заседании Общественного Совета, на котором поднимался вопрос о 31-м числе. Просьба была традиционной: не нарушать действующий закон Российской Федерации, — рассказывает она. — Для меня вообще загадка, почему в составе Общественного совета, при всём уважении к именам, состоят люди, систематически и откровенно нарушающие закон. По моему, это не совсем корректно", — заметила она, имея в виду, по всей видимости, Людмилу Алексееву. Впрочем, Михаил Михайлин и Светлана Миронюк были в числе приглашённых Эдуардом Лимоновым VIP-гостей на "митинг несогласных" на Триумфальной.
Но, Бог с ней, с Триумфальной. Вернёмся к попыткам высокопоставленной общественности наладить связь между правоохранительными органами и населением.
Новоиспечённая председатель Общественного совета начала свою деятельность с того, что объявила о создании в городе трёх специальных приемных по сбору жалоб от граждан на действия столичных милиционеров: в управлении информации и общественных связей ГУВД по Москве, в здании РИА Новости и в Фонде "Офицеры России". По словам Миронюк, приёмные в течение июня будут работать в тестовом технологическом режиме. Что будет дальше — пока не известно. Однако есть большие сомнения в том, что москвичи ринутся в эти самые приёмные, по тем же самым причинам, по которым народ предпочитает не тратить время на посещение ОВД.
Получается, что не обласканные вниманием гуру интернет-СМИ подмосковные милиционеры стараются идти в ногу со временем, в то время как самые продвинутые в области интернетизации и информирования населения специалисты действуют "по-старинке", Видимо слишком разные у них цели и задачи. Если первым действительно принципиально важно наладить обратную связь с людьми, то вторым, похоже, нужны исключительно отчёты о проведённых мероприятиях в "тестовом режиме".