Все! С сегодняшнего милиционеры приказали полицейским долго жить. Завершился первый этап "реформации" - переаттестация. Кадровую чистку предполагалось закончить еще к 1 июня 2011 года. Однако президент РФ Дмитрий Медведев решил, что торопиться не стоит, и продлил сроки. Таким образом, процесс продолжался ровно пять месяцев.
Милиция (я имею в виду название) прожила у нас довольно долго. Не зря говорят: нет ничего более постоянного, чем временное. Именно благодаря постановлению Временного правительства взамен ликвидированных корпуса жандармов и департамента полиции появилась та, которая нас берегла. Можно долго упражняться в зубоскальстве по поводу смены вывески (пожалуй, ни одно из переименований не вызывало столько критических отзывов), но проведенный "ребрендинг" был необходим, хотя бы из чисто символических соображений. Открывать другую эпоху, а может, и - цитата из известного фильма - эру в жизни наших правоохранителей нельзя под прежним именем. Слишком уж много негатива в нем накопилось. Не зря же Керенский, а потом и Ленин в свое время отмели название "полиция" как полностью себя дискредитирующее. Тогда оскорбляли словом "жандарм", сейчас позорят словом "мент". Поэтому логично, что история закольцевалась, точнее, под ней подведена очередная черта.
Хотя этимологические проблемы для российской системы МВД отнюдь не основные. То, что реформы в этом ведомстве перезрели, согласен каждый, включая президента, подписавшего в феврале 2011 года закон "О полиции". Но прежде чем решать вопрос, чтоделать, необходимо определиться, кто будет делать. Аксиому "Кадры решают все" отменить невозможно.
Итоги пролога преобразований заставляют задуматься. Слава богу, не только меня, но и министра внутренних дел. На недавнем совещании в Республике Коми он озвучил то, о чем его подчиненные предпочитали говорить шепотом. "На комиссии при администрации президента, где рассматривались кандидатуры (руководителей), иногда просто диву даешься, как мы, современные офицеры, можем иметь большую недвижимость, в том числе за рубежом, можем легко заниматься вопросами бизнеса, находясь на ответственных должностях, можем где-то быть соучредителями, где-то - арендаторами", - заявил Рашид Нургалиев.
"Диву даешься, насколько изворотливо все это преподносится, - продолжил глава МВД. - Чего только я не насмотрелся в этой комиссии". По его словам, один из сотрудников - заместитель регионального руководителя - имел два ресторана, гостиницу, "кое-какую недвижимость". "Испугавшись необходимости предоставления декларации, этот сотрудник переписал все задним числом на жену и фиктивно развелся с ней", - сообщил Нургалиев.
У другого обнаружились проводки в американских банках и офшорах. "Не нужны нам такие офицеры. Пусть они грязь заберут с собой. Честно напишут рапорт, скажут, что хотят заниматься другим делом, и до свидания", - сказал министр. "Зачем марать честь мундира, свой коллектив. Будто население ничего не знает. Да знает оно: кто чем живет, кто у кого находится на кормлении, кто и как несет свою службу", - заключил глава МВД РФ.
Что ж, лучше все-таки поздно, чем совсем никогда. В ходе реформы руководящий состав МВД подвергся основательной "встряске". Сам министр Нургалиев (занимающий пост с 2005 года) в этом году лишился трех прежних заместителей (первого - Михаила Суходольского, Евгения Школова и Алексея Аничина) и получил взамен трех новых: место Суходольского занял Александр Горовой, Школова и Аничина заменили Валерий Кожокарь и Игорь Алешин. Кроме них в начале 2010 года на посты замов в МВД из администрации президента пришли Сергей Булавин и Сергей Герасимов.
Параллельно в текущем году сменены главы региональных подразделений полиции в 36 областях, республиках и краях, начальники главных управлений в трех федеральных округах, начальники управлений внутренних дел на транспорте в трех федеральных округах. Убраны и некоторые руководители подразделений в центральном аппарате министерства.
Правда, многие из этих начальников заменены в порядке ротации и переместились на командные должности в других регионах. Первый замминистра Михаил Суходольский, например, возглавил полицию Санкт-Петербурга вместо ушедшего "в никуда" Владислава Пиотровского.
Если брать абсолютные цифры, то всего внутренние органы предполагают сократить на 226 900 человек, что составляет примерно 22 процента от "дореформенной" численности. Впрочем, не в количестве дело. В Кремле не скрывают: основная цель "перетасовок" и "сбрасываний" - это разрушение сложившихся в МВД коррупционных группировок.
Наиболее значимые перестановки прошли в Следственном комитете (теперь - департамент) при МВД, департаменте экономической безопасности (ДЭБ, теперь - Главное управление экономической безопасности и по противодействию коррупции, ГУЭБиПК) и Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ, формально оно теперь в центральный аппарат не входит). При новых назначениях, прежде всего, учитывалось отсутствие компрометирующих материалов.
Это, конечно, замечательно, однако сей фактор не должен быть единственным. Ведь так с водой можно выплеснуть и ребенка. После генеральной уборки система МВД должна стать не только "чистой", но и профессиональной. Ведь что толку от того, что у хирурга тщательно вымыты руки, если он не знает, с какой стороны браться за скальпель.